Покаяние
- Details
- Published: Saturday, 10 July 2010 17:06
Проповедь о покаянии является одной из центральных тем в Новом Завете.
- Иоанн Креститель проповедовал покаяние
Мтф.3:1-2 «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
- Иисус Христос проповедовал покаяние
Мрк.1:14-15 «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие».
- Апостолы проповедовал покаяние
Мрк.1:12 «Они пошли и проповедывали покаяние».
Деян.17:30-31 «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться…».
Покаяние – это славянский перевод греческого слова μετάνοια , что означает «перемена ума», «перемена мыслей». Проповедь Христа и учеников призывает к изменению образа мысли, изменению цели и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. От осознания неправды — через покаяние — к перемене. Поэтому истинное покаяние есть перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрождение жизни. Слова ангела, обращенные к Захарии в Лук.1:17, свидетельствуют о предстоящем служении Иоанна Крестителя: «.. и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный».
Покаяние есть признание своей греховности, акт воли к исправлению и твердое желание бороться с дурными склонностями. Это состояние души должно соединиться с прошением помощи Божией, без которой невозможно истинное покаяние.
Для того чтобы совершить покаяние необходимо:
* Увидеть себя грешным
Рим. 3:10-12, цитата из Пс. 13:1-3 «Нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего до-бро, нет ни одного»
- блудный сын увидел себя; Лук.15:18 «Отче! я согрешил против неба и пред тобою».
- разбойник на кресте увидел себя грешным; Лук.23:41 «…и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал».
- мытарь понимал свою греховность; Лук.18:13 «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!»
По истине, самым несчастным является тот человек, который считает, что ему не в чем каяться; это говорит о том, что он совершенно не видит себя. 1Иоан.1:8-9 «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Один человек Божий, мученически закончивший
свою жизнь в XIII веке писал: « Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных как песок морской»
* Понимание того, что сам я неспособен справиться со своими грехами
Нужно признать, что я не только не живу правильно, но и не имею сил жить правильно, что я болен смертельной болезнью и мне срочно необходим врач.
Блудный сын принимает решение: "пойду к отцу", разбойник взывает: "помяни меня Господи", мытарь молиться: ― "будь милостив ко мне грешнику".
Один иудейский раввин так ответил на вопрос: Что такое покаяние? «Это не есть звук пустой "грешен я", а потом ― "иди и греши", но деятельное исправление своего духа, своего сердца, образа своих действий. Дело трудное, требующее силы воли и частых упражнений. Вот почему учили нас мудрецы: ― "степень нравственно- исправленных выше степени от природы благочинных".
Покаяние действительно лишь тогда, когда за ним следует исповедание и оставление греха. Когда сделанный грех не имеет никакого отношения к человеку оставившему его. Тот грех имеет отношение к другому, прежнему, грешному человеку, но не к новому, освобожденному, омытому кровью Христа. Вспомним слова Христа обращенные к женщине грешнице; Иоан.8:11« Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши», подобное Он сказал человеку, ожидающему исцеления тридцать восемь лет; Иоанн.5:14 «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
* Нужда в Спасителе
Христианином является тот, кому нужен Христос. Христос есть Спаситель. А кому нужен Спаситель? Тому, кто увидит себя совсем не таким, кем он должен быть, и что он совсем не ту жизнь ведет. Нам нужен Спаситель. Иисус пришел в этот мир, чтобы отдать Свою жизнь за наши грехи. Если мы принимаем Иисуса Христа, личным Спасителем, то совершенно даром по благодати Божьей мы обретаем спасение от грехов и вечную жизнь. Как написано: Рим.3:24 «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе…» Иисус уже все сделал для нашего спасения.
Обращение
Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово «обращение»:
Иер.18:11 «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши». Кающийся человек подобен блудному сыну из евангельской притчи, (Лк.15:11-24) который живя в грехе, удаляется от Бога, но после многих невзгод, «пришед в себя», решается вернуться к Отцу. Обращение проявляется прежде всего в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всѐ остальное становится на другие места, получает новый порядок, уступая первое место Богу. Все, что Божие, все, что принадлежит Ему – положительно и реально. Все, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значения. Это активное состояние, заключающееся в том, чтобы идти в правильном направлении, в направлении от греха к Богу. Принятие твердого решения жить и мыслить по Божьи.
Следствием обращения и личного принятия Иисуса Христа Господом и Спасителем является прощение грехов (Кол.1:13-14) и рождение от Духа Святого и Слова Божьего, без чего невозможно спастись и войти в Царство Божье (Иоан.1:12-13).
* * *
Для домашнего размышления и анализа.
Пс.37:19
Д.Ап.3:19
Bible Baptist Church of Praise
Сенцов Александр Борисович