Лорд на коленях
- Details
- Published: Tuesday, 30 November 2010 05:55
Зимой 1874 года в Санкт-Петербурге появился странный человек. Перед ним были распахнуты двери домов высшего света. Многие из Петербургской аристократии того времени страстно желали, чтобы этот человек посетил именно их дом.
Современники вспоминают, что на вид ему было чуть больше 50-ти, может, чуть больше. Он был одет в простое серое пальто. Производил впечатление своим высоким ростом. У него был квадратный лоб, лысая макушка, обрамлённая пучком светлых волос, и короткие стриженые бакенбарды. Ясный благожелательный взгляд и обычная улыбка озаряли его лицо. Войдя в зал, где собирались его слушать, он обыкновенно преклонял колени и коротко молился. Встав с колен, предлагал всем присутствующим: «Помолимся». После молитвы садился в кресло, некоторое время перелистывал свою Библию. Найдя нужное место, медленно читал и последовательно объяснял прочитанное. Его беседы и проповеди были предельно просты: он говорил о вечной любви Божией к человеку. Он говорил о Боге, Который послал в мир Сына Своего, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную и уверенность имел уже в этой жизни. Звали этого человека Гренвиль Аугустус Вильям Вальдигрейв. Но в историю он вошёл как лорд Редсток.
Лорд принадлежал к старинной английской аристократической семье. Его родословную можно проследить со времён правления Вильгельма Завоевателя. Дед, почётный адмирал барон Вильям Вэлдигрейв 1-й, был сильным и властным человеком, но в то же время богобоязненным и великодушным. Эти качества передались внуку. Отец Редстока, барон Редсток 2-й, был вицеадмиралом, женился на младшей дочери управляющего английским банком. Бабушка Редстока рано овдовела и получила богатое наследство, часто жертвовала нуждающимся. Она помогала миссиям в Сибири, Индии, Франции, Германии, а также бедным в Лондоне и Ирландии. Известно, что она могла проводить ночи в беседе с осуждёнными преступниками и, не взирая на большие неудобства, путешествовала, чтобы помочь страждущим. Эти качества отразились в её внуке.
Закончив школу и поступив в Оксфордский университет, он вёл активный образ жизни светского молодого человека своего круга. Влияние матери оставило свой след, и он порою задумывался над смыслом жизни, над смертью и начал понимать, что жизнь его была неверной.
Молодым офицером он был послан воевать против России в Крымской войне 1856 года, но к его приезду военная кампания закончилась… Тут он заболел тяжёлой формой лихорадки и был при смерти. Находившийся рядом с ним посланник Божий спросил его: «Спасены ли вы?» Лорд покаялся перед смертью, но был исцелён! Его сразу охватило сильное желание говорить другим о спасении по благодати, которое он сам получил веруя во Иисуса Христа и Его спасительное Слово. Он стал освобождаться от светских связей, чтобы посвятить себя благочестию и делам благотворительности.
Ещё он начал молиться, чтобы Бог послал его на служение в Россию. Господь зародил в его сердце жажду понести в Россию весть о спасении во Христе. Об этом он молился 10 лет. Встречая за границей представителей русской знати, Редсток задавал им вопрос: «Молитесь ли вы за своё отечество?» и предлагал им расписаться в этом обещании в его Библии. Его современники вспоминали, что первые две страницы его потрёпанной Библии были заполнены подписями русских аристократов, которых он убедил молиться за свою страну!
До того момента, когда Редсток оказался в Петербурге, он очень много потрудился для Господа. Он отказался от мирской карьеры, ушёл в отставку в чине полковника и посвятил себя на служение Господу. Лорд проповедовал на курорте Уестон-Супер-Меир, где он привёл к Господу около 400 душ, в их числе доктора Бедекера, который впоследствии сделал очень много для распространения благой вести в России. Неустанно он проповедовал среди верующих Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландов, Швеции и Индии, которую он посетил семь раз. Доктор Бедекер известен как ревностный посетитель российских тюрем. В течение 18 лет он имел право посещать тюрьмы и места ссылок. В 1890 году он проехал вместе с Каргелем всю Сибирь до самого Сахалина, без устали проповедуя Христа и раздавая заключённым Евангелия.
Редсток обладал огромными возможностями… Он был талантлив, с крепким здоровьем. Личное состояние позволяло ему не работать. Вся деятельность лорда Редстока очень многогранна. Он был полностью посвящён делу Царствия Божия. Наталья Ливен вспоминает, что он носил пальто с огромными карманами, из которых он раздавал прохожим Евангелия. Ботинки у него были на толстой подошве, потому что везде ходил пешком.
Лорд Редсток часто ездил в Париж, побуждаемый желанием приводить души ко Христу! Одной из его первых задач было понести Евангелие в среду своего класса, к которым мало кто мог проникнуть из не принадлежащих к этому классу… В Париже он говорил в частных домах… Случалось, что среди его слушателей бывали русские друзья, большей частью из высшего Петербургского общества, которых всегда Париж привлекал к себе…
Летом 1868 года в Париже гостила Черткова Елизавета Ивановна — вдова генерал-адъютанта Черткова, дочь графа Чернышова-Кругликова. Она гостила у своей подруги в Париже. В это время лорд Редсток посетил этот дом. Елизавета Ивановна любезно поздоровалась с ним и сказала ему несколько слов… Он же не упустил случая обратиться к ней с вопросом: «Спасены ли вы?» Проповедь Редстока о совершённом Христом спасении на Голгофском кресте утешила Елизавету Ивановну, она покаялась и примирилась с Богом. Также она пригласила лорда Редстока сказать об этом в Петербурге в её доме. Присутствовавшие там русские также присоединились к этому приглашению и сказали, что они тоже рады будут услышать проповеди Редстока в своих домах… Редсток понял, что его многолетняя молитва услышана и дверь в Россию открыта…
Зимой 1974 года лорд Редсток поехал в Россию. София Ливен так пишет о Редстоке: «Плодоносности служения лорда Редстока содействовало и то, что он никогда не искал своей славы. Лорд Редсток не привлекал людей к себе и не старался очаровывать их красотою речи или своей личностью. Он ставил основанием своей проповеди Слово Божие и вводил своих слушателей в Священное Писание».
Лорду не было нужды учить русский язык, почти всё высшее общество, на которое была рассчитана его проповедь, говорило на французском и английском языках. За границей обратилась не только Е.И. Черткова, но и Н.Ф. Ливен, А.И. Пейкер, сёстры Козлянниковы и другие дамы, принадлежавшие к Петербургской аристократии.
Приезд лорда Редстока совпал со страстной неделей 1874 года. Он впервые открыл свои евангельские беседы-проповеди в маленькой англо-американской церкви в Петербурге на Почтамтской улице, известной как американская часовня, а также в немецкой лютеранской церкви… Эти проповеди всколыхнули всю петербургскую знать… Вскоре его стали приглашать для бесед в дома аристократов. Пред ним открыли двери особняки княгинь Ливен, Гагариной, графа Корфа и Бобринского, чуть позже основным местом собраний стали два особняка, принадлежавшие гвардейскому полковнику Пашкову. Собрания с этого времени стали проводиться регулярно. Лорд был занят от десяти до пятнадцати часов в сутки, часто выступая вдень на двух или трёх собраниях. Слушателей поражала его простота в объяснениях. «Как просто! Как понятно!» — говорили слушатели… Лорд Редсток говорил о вечной любви Божией к человеку, Который послал в мир Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него имел жизнь вечную и эту уверенность имел уже в этой жизни! «Он никогда не стращал мучениями в аде, но объяснял безмерную любовь Бога, на которую люди отвечают равнодушием и жестокостью сердца; он заставлял всякого внутренне сознаваться, какая в нас низкая неблагодарность – и тем шевелил благороднейшие чувства в сердцах слушателей», — так писала о нём одна из слушательниц. После собраний лорд Редсток оставался на беседы с желающими побеседовать и на этих беседах он заставлял ещё больше взглянуть душой на Распятого Христа, постичь эту любовь и принять Его в своё сердце, откинуть всякую светскую суету и жить для славы Его, как настоящие Его искупленные чада!
Самым великим плодом для России в служении лорда Редстока было обращение Модеста Модестовича Корфа, Василия Александровича Пашкова и Алексея Павловича Бобринского. Через эти души Господь сделал много для дела миссии в России.
Интересна была встреча лорда Редстока с М.М. Корфом. Один из первых вопросов, которые задал лорд Редсток Корфу был: «Уверены ли Вы, что Вы спасётесь?» На что Корф ответил отрицательно: «Здесь на земле никто не может этого знать, узнаем это только в вечности…» — «Но для кого же здесь Слово Божие написано? Для тех, кто на земле или кто в вечности?» — «Для тех, кто на земле» — ответил Корф. Тогда лорд Редсток прочёл несколько мест, которые явно говорили, что тем, кто верит в Иисуса Христа, дано знать, что Христос все наши грехи вознёс на крест и что человек спасается не по делам, но только через жертву, которая принесена за нас на Голгофе. В этот вечер М.М. Корф обратился к Господу и пережил духовное возрождение. С того дня он стал новым человеком!
Василий Александрович Пашков /1834-1902/ был одним из богатейших дворян России. У него было пять дворцов в Петербурге, дворец в Москве, поместья в десяти губерниях и медеплавильный завод на Урале.
Красивый брюнет, роста выше среднего, с манерами и обращением чистого аристократа; приятный мягкий тенор, большие выразительные глаза – так описывали его современники. К делам веры, церкви и религии Василий Александрович был совершенно равнодушен. О набожности никогда не зарождалось и мысли в его голове. Он был страстным охотником, любителем танцев, балов, крупным игроком в карты и лихим наездником… Жена Пашкова была уже верующей и беседы иногда проводились в их доме. В.А. Пашков избегал встречи с лордом Редстоком, даже уезжал из Петербурга в Москву, но она была неизбежна…
Однажды жена Пашкова пригласила лорда к обеду. Василий Александрович встретил его любезно по обычаю русского гостеприимства. За столом гость всё время говорил о Слове Божьем, присутствующие его внимательно слушали. После окончания обеда все перешли в гостиную и там беседа продолжалась… Вдруг лорд Редсток предложил встать на колени и помолиться… И молитва человека Божьего так сильно подействовала на Василия Александровича Пашкова, что ему внезапно открылось его личное состояние перед Богом. Он почувствовал свою вину перед Господом и обратился с покаянием к Спасителю мира!..
Встав с колен, он уже был не тот, что раньше… Дух Святой оживотворил его к новой жизни во Христе Иисусе… Пашков с этого времени вдохновился желанием возвещать людям благодать Божию. Он стал мощным орудием в руках Господа! Он не только себя отдал на служение Господу, но и всё своё состояние посвятил этому великому делу. Прекрасный дом его на Французской набережной стал центром христианских служений в Петербурге. С М.М. Корфом они стали хорошими друзьями. Дружба эта продолжалась до конца жизни…
Своеобразным было обращение Алексея Павловича Бобринского. Он имел блестящие успехи в своих служебных делах: в возрасте 40 лет он был уже министром. Он заметил, что некоторые из его друзей как-то странно изменились… Однажды вечером он встретился с лордом Редстоком, который по своему обыкновению спросил: «Граф, Вы спасены?!» На что граф ответил, что он заметил в Библии много противоречий… Лорд Редсток попросил его приготовить все эти противоречия, чтобы при следующей встрече их выяснить… Во время их новой встречи произошло что-то необъяснимое: «Каждый стих из Библии, который читал для утверждения своей правоты лорд Редсток, — вспоминал Бобринский, — обращался стрелой против меня! Я чувствовал силу Святого Духа, и я знаю, что тогда я родился свыше». И действительно А.П. Бобринский стал новым человеком.
Петербургские верующие укоренялись в вере и с уверенностью утверждали эту веру в других!!! И несмотря на то, что лорд Редсток был в 1976 году выслан из Петербурга, верующие собирались в доме Пашкова, двери которого были открыты для всех людей самого различного звания и положения. Швейцары приглашали прохожих на собрания. Приезжающие в Петербург по делам тоже становились посетителями собраний, а потом делились верой в своих городах и деревнях…Многочисленные ручейки уже сливались в большой глубокий поток евангельского движения в России.
Алексей Синичкин