Фридрих Вильгельм Бедекер. Жизнь в солнечном свете.
- Details
- Published: Saturday, 19 November 2011 16:53
Одесса, 1877 год, к пристани подходит пароход из Англии. На берег сходит высокий пожилой господин с длинной седой бородой. Его багаж состоит из множества огромных тяжелых ящиков.
— Что у вас там? — спрашивает таможенник.
— Библии и Евангелия, — отвечает пожилой господин.
— Хорошая сказочка! Что вы собираетесь делать с ними?
— Раздавать их в тюрьмах и...
— Вы хотите сказать — «продавать их»? Но у заключенных нет денег!
— Я хочу раздавать их даром. У заключенных есть души.
— Вы хотите раздавать свое добро даром? Позвольте-ка мне открыть ящик.
— Сколько угодно!
В каждом ящике было Священное Писание, и только оно одно.
— Кто вы, господин? Вы говорите, что вы из Англии?
— Да.
— И вы приехали в эту страну дарить Библии русским преступникам?
— Да.
— У вас, должно быть, хорошая зарплата за такую работу!
— Я не получаю никакой.
— Кто же оплачивает вам издержки?
— Я их плачу из собственного кошелька.
— Вы? Что?
— Я плачу из собственного кошелька.
— Вы — человек один из миллиона! Мы вам бесплатно доставим эти ящики!
Пожилого человека с бородой звали Фридрих Вельгельм Бедекер. Он имел ученую степень доктора философии и поэтому вошел в историю российского евангельского движения, как доктор Бедекер.
Фридрих родился 3 августа 1823 года в немецком городе Виттен в семье ученого-естественника. Детство его прошло в учебе. В 1851 году он заключил брак. Но счастье было коротко, в июне была их свадьба, а в сентябре умерла молодая жена. Смерть жены стала огромной трагедией для Фридриха. Он пытался убежать от самого себя. Сначала он объездил разные части Германии. Затем ездил вдоль и поперек по Австралии. В 1858 году он вернулся в Европу и занялся преподаванием. 17 июня 1862 года Фридрих вновь женился на вдове.
Обращение ко Христу доктора Бедекера произошло в 1866 году во время евангелизации с участием лорда Редстока. На одном из собраний доктор почему-то задержался, и лорду Редстоку удалось подойти к нему. Лорд положил Бедекеру руку на плечо и сказал: «Милый друг, Господь выбрал меня сегодня посланником к вам». Очень скоро оба стояли на коленях. Фридрих Бедекер позже вспоминал: «Я вошел гордым неверующим немцем, а вышел смиренным, верующим учеником Христа! Да прославится Господь!» Жена на следующий день пошла с мужем на собрание и тоже обратилась ко Христу. И так оба супруга приняли дорогую веру. Фридрих Бедекер и лорд Редсток стали близкими друзьями. Доктор Бедекер оставил все свои прежние занятия и посвятил остаток жизни проповеди Евангелия и распространению книг Священного Писания.
Редсток писал о нем: «Как только он узнал сам радостную весть, с того момента он понес ее в мир проповедовать другим. И, несмотря на свое слабое здоровье, он выполнил дело, к которому был призван; не обращая на себя внимания, ходил по деревням и разносил Благую весть. Он падал от слабости и работал до обморока, но все-таки вставал и шел дальше, говоря: «В слабости моя сила». Свой первый праздник Воскресения Христова он провел между беднейшим населением в Лондоне, проповедуя им Слово Божье».
Доктор Бедекер имел личное сходство с ветхозаветными патриархами: высокого роста, худощавый, с длинной почтенной бородой. Слушатели никогда не могли забыть в глазах его искры Божьей, взор озаренный светом свыше и вдохновение, не терпящее медлительности. Он жил в солнечных лучах Господа. Его улыбающееся лицо, его сердечные приветствия, ставили и встречных с ним под эти лучи.
Вместе с членами Комитета петербургских тюрем Бедекер посещал тюрьмы, раздавая Евангелие заключенным. Постепенно Господь пробудил в Бедекере глубокое сострадание к этим несчастным людям. Он почувствовал, как внутри него возрастает огромное, неудержимое желание возвещать им о любви Божьей. Он напишет позже: «Прежде я не имел никакого понятия о том, как люди сидели взаперти за решетками, и даже в цепях. Когда же я об этом узнал в России, с тех пор это было моим сердечным желанием, чтобы мне открылись двери тюрем. Я осмелился высказать одной высокопоставленной даме в Петербурге и спросил, нет ли для этого какой-нибудь возможности. Грустно покачала она головой. Но моей просьбы не забыла».
Разрешение застало доктора в Англии. Он, получив эту бумагу, взглянул на нее, как на драгоценное даяние: «О, благодарю Господа, за эту открытую дверь!» Тотчас же Бедекер отправился в Одессу, в городскую тюрьму. Он предъявил пропуск и был пропущен.
Бедекер был единственным проповедником в России, которому было разрешено посещать все тюрьмы для проповеди Евангелия и раздачи Библий и Новых Заветов. Его имени было достаточно, чтобы двери любой тюрьмы раскрылись. Сам царь дал на это разрешение, рассудив, что заключенным, «этим негодяям», как он выразился, можно проповедовать Евангелие. Хотя этого нельзя было делать для обычных людей. В одной из поездок у Бедекера украли это разрешение. У него вытащили, конечно, и деньги, но о них он печалился меньше, чем о разрешении, и написал об этом княгине Ливен. Княгиня с помощью высокопоставленных друзей достала и выслала ему новый документ, а с ним и деньги, мудро предположив, что денег проповедник тоже лишился. И самое интересное — новый документ назывался уже не «разрешением», а «предписанием»! Это была огромная разница! «Разрешение» предполагало, что губернатору или другому начальствующему лицу предоставляется решить или запретить проповедь Евангелия заключенным. «Предписание» же требовало полного повиновения, поэтому двери любой тюрьмы раскрывались перед именем Бедекера.
В продолжение 18 лет один только доктор Бедекер имел право посещать тюрьмы в России. Этим правом он пользовался в течение всей своей дальнейшей жизни, посещая все тюрьмы — от Балтийского моря до острова Сахалин. Благодаря его служению многие отдали свои сердца Господу. Любовь Христа действовала в нем. Его глаза излучали огонь Божьей любви. Бедекер был особенным посланником Божьим с чрезвычайными полномочиями от Духа Святого. Тысячи раз подвергаясь опасности заразиться болезнями, которые свирепствовали в тюрьмах, быть разорванным дикими зверями, быть убитым злыми людьми, он сеял семена Евангелия на просторах необъятной России. Он имел доступ, как в Варшаве, так и в арестантских поселениях Сахалина, в крепостях Кавказа, от глубокого юга, до обледенелых берегов Сибири. В его предписании было сказано, что он «специально получил поручение навещать русские тюрьмы и раздавать арестованным экземпляры Священного Писания». Его полномочия давали ему право действовать с заключенными по своему усмотрению, что никогда и не кем не нарушалось и не контролировалось. Так чудно открывал ему дверь Господь, для Его Святого служения.
В одной из поездок Бедекер сильно простудился и получил воспаление легких. В течение нескольких дней своей болезни он не переставал повторять: «Я скоро увижу Царя в Его славе!» Казалось, что сама комната умирающего была наполнена величием Господа. На его могиле лежал венок и от русских друзей. На надгробном камне жена велела выгравировать: «Фридрих Вильгельм Бедекер, доктор философии, спасен дорогой Кровью Христа, отошел в вечность 9 октября 1906 года в возрасте 83 лет, чтобы увидеть Царя в Его славе».
Алексей Синичкин, г. Москва.