Чак Колсон: «Потеряв свою жизнь, я нашёл её»
- Details
- Published: Saturday, 28 February 2015 20:28
Церковь больше всего нуждается в священном страхе, который является выражением желания угождать Богу больше, чем отдельным людям и обществу в целом.
Чак Колсон «Тело Христово»
Бывший Особый Советник президента Никсона, автор известной книги «Рождённый заново» рассказывает о работе основанного и возглавляемого им Тюремного Братства, о своих впечатлениях от встреч с любящими Бога людьми по всему миру и о том, как Господь действует в его жизни.
Самым удивительным для редакции «Христианства» был сам факт того, что это интервью всё-таки состоялось!
Чарльз / он любит, когда его называют просто Чак / Колсон — человек-легенда современного христианского мира. Некогда — один из наиболее влиятельных и могущественных людей на планете, оказавшийся в самом центре Уотергейтского скандала. Через его покаяние и обращение к Богу Америка 80-ых увидела одно из самых влиятельных свидетельств преданности Христу, стойкости, нравственной чистоты и бескомпромиссности верующего человека, а термин «родиться заново» стал частью современной массовой культуры Запада.
Основанное и возглавляемое им Тюремное Братство — одно из наиболее динамично развивающихся международных христианских служений, которое сегодня объединяет верующих из более ста стран во всём мире. «Рождённый заново», «Любить Бога», «Тело Христово», «Конфликт царств» - вот неполный перечень написанных им книг, снискавших любовь и признательность десятков тысяч христиан в разных странах... По правде говоря, нам едва ли верилось, что такой человек вдруг всерьёз решится на время отложить свои дела и сможет уделить внимание журналу из Украины.
Но всё-таки Чак нашёл время и возможность ответить на наши вопросы, и даже специально подготовился к ним. В подобных вещах проявляется сила истинно Божьих людей: когда Господь действет через них. Ему хватает времени до всего, и ни для чего не жаль сил.
Одним из наиболее близких сердцу Чака событий в Украине за последнее время стало признание тюремного служения в Украине полноправным членом Международного Тюремного Братства / МАТС /, / см. Христианство 5/2002 и 2/2002 /. Поэтому мы начали именно с него.
Христианство: Что Тюремное Братство значит для Вас лично?
Колсон: Тюремное Братство возникло как следствие моего собственного пребывания в тюрьме. Я находился семь месяцев в федеральной тюрьме США за свою роль в событиях, известных как Уотергейтский скандал.
Это было ужасно тяжёлое время. У меня были проблемы в семье, в тюрьме моя жизнь постоянно находилась под угрозой, и, конечно же, тюрьма добавилась ко всем публичным унижениям, которые мне довелось испытать.
Но сейчас, оглядываясь на время, проведённое в тюрьме, я благодарю Господа за эти испытания и то, как Он использовал их.
Сам находясь в заключении, я осознал, что тюремная система не перевоспитывает. Я понял, что тюрьмы в большей степени служат просто для ограничения свободы человеческих существ и видел ужасные страдания людей, разлученных со своими семьями, изолированных за решёткой. Многим из них нечем было заняться. Они предпочитали лежать на своих койках, уставившись в пустоту, и это разъедало их души. Тюрьма была местом кошмарного отчаяния.
Однажды я сидел в комнате отдыха и читал Библию. Я наткнулся на 2 главу послания к Евреям, где говорится, что Иисус был унижен перед ангелами и «поэтому Он не стыдится называть нас братьями». Евр. 2:11. Я был Особым Советником президента Соединённых Штатов Америки, но теперь сидел за решёткой, окружённый убийцами, ворами и злодеями всех мастей. В тот миг, читая это место Писания, я осознал, что был не лучше всех остальных преступников в этой тюрьме. И если Иисус мог быть умалён перед ангелами, чтобы не стыдиться называть нас братьями, то и я мог попасть в тюрьму, чтобы не стыдиться окружающих меня людей и иметь возможность называть их братьями. Я внезапно обнаружил, что испытываю огромную любовь к тем, кто находится в тюрьме.
Эти две вещи — осознание того, что тюрьма не выполняет своих функций и вера в то, что на меня возложена ответственность любить содержащихся там людей, — побудили меня основать по выходе из заключения Тюремное Братство. Поначалу это представлялось мне чем-то временным. Я полагал, что могу положить начало небольшому служению, а затем, увидев, что церкви подхватили его, заняться чем-нибудь другим. Было много дел, на которые мне хотелось бы остановить свой выбор.
Конечно, случившееся уже стало историей. Вскоре я понял: Бог призвал меня. Служение разрасталось и охватывает сегодня почти сто стран. Мы видим, как тысячи и тысячи людей приходят ко Христу через Тюремное Братство.
Бог допустил, чтобы я попал в тюрьму; судья давал мне от года до трёх; Господь приготовил для меня пожизненное заключение.
Однако, я каждый день радуюсь и благодарю Господа за то, что Он сделал. Никогда в жизни я не получал большего удовлетворения, чем от того, что Бог использует меня для оказания помощи «сим братьям меньшим», людям, о которых Иисус учил нас заботиться и посещать их в темнице. Матф. 25:36.
Лично для себя я осознал, что самое важное в жизни — не награды, почётные степени или похвала, получаемые от людей. Самое важное — когда Бог использует тебя, чтобы коснуться жизни другого человека. Поэтому я благословеннейший среди людей, так как видел столь много плодов дел Божиих в своей жизни.
Что вас больше всего радует в современной деятельности Тюремного Братства как международного служения?
Колсон. Больше всего восхищает осознание того, что мы никогда не собирались организовывать Международное Тюремное Братство. Когда Сильвия Мэри Элисон задумала положить начало этому служению в Англии, мы просто откликнулись и помогли ей. Инициативу подхватили братья и сёстры в Ирландии, а затем всё в новых и в новых странах. Мы не отправлялись в другие страны, чтобы основать там Тюремное Братство, мы просто откликались на обращения людей Божиих, кого призывал Господь, и присоединялись к ним, помогая организовать служение.
Это говорит о том, что данное служение не от человека, а от Бога. Это Его деяние. Это не организация, а подлинное движение Духа Божия. И направлено оно в самое непривлекательное место общества. Если вы думаете о Евангелизации страны, то, вероятно, собираетесь начать с её руководителей, лидеров. Однако Бог всегда избирает немощных, чтобы посрамить мудрых и сильных. Именно это Он и делает посредством Тюремного Братства по всему миру.
Каковы перспективы тюремного Братства в плане международного развития, проникновения в различные культуры, взаимодействия с разными политическими системами? С какими проблемами сталкивается оно сегодня по всему миру?
Колсон. Поскольку тюремное Братство — это движение, оно будет продолжать распространяться. Покуда мы будем верны и послушны призыву Божию, оно будет проникать в такие места, о которых мы никогда и не помышляли. Например, наши братья в Сантъяго, в Чили, в настоящее время готовят пасторов-добровольцев для служения Тюремного Братства на Кубе. Я ожидаю, что в этом году Куба будет добиваться официального признания в Международном Тюремном Братстве. Удивительно!
Самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся, - это обеспечение всеми необходимыми ресурсами и технической помощью новых служений, возникающих в разных странах. Но это — приятная проблема. Она означает, что есть много работы, которая должна быть сделана, и Бог призывает делателей. Хотя сознание этого не убавляет сложностей.
Вторая проблема возникает в мусульманских частях мира. Во многих мусульманских государствах христиан преследуют за веру, и им очень трудно получить доступ в такие места, как тюрьмы. Однако Иисус обещал, что врата ада не одолеют Церковь. Поэтому я убеждён, что ничто не сможет остановить подлинное движение Духа Божия. В мусульманских странах мы можем столкнуться с трудностями, но они будут преодолены.
За двадцать пять лет Вашего служения Вы посетили более шестисот тюрем более чем в сорока странах. Что из увиденного там больше всего Вас поразило?
Колсон. Самое поразительное, что я увидел за эти годы в разных частях света — это колоссальные, невыразимые контрасты. С одной стороны, я видел некоторые из наихудших мест в мире. Тюрьма Моделло в Боготе, в Колумбии; тюрьма Луриганчо в Лиме, в Перу, а также тюрьма Уола-Уола в США и Пермский лагерь номер 35 в Советском Союзе входят в число мест заключения, повергающих в сильнейшее отчаяние, с наиболее плачевными условиями содержания из всех виденных мною. Уинстон Черчиль однажды сказал, что о культуре страны можно судить по увиденному в её тюрьмах.Когда в тюрьме бесчеловечно тяжёлые условия, заключённые бедствуют и царит жестокость, это крайне плохо характеризует культуру. Если критерий Черчилля верен, то тюрьмы мира рассказывают очень мрачную историю о состоянии современного человечества. Я бывал в тюрьмах США сразу после массовых мятежей, унесших множество жизней; я видел тюрьмы, где люди подобно животным, заперты в клетках двадцать три с половиной часа в сутки, семь дней в неделю. Я видел на тюремном полу свежие следы крови от изнасилования. В Южной Америке я посещал тюрьму, в которой 2 недели не было воды, а в другой прямо посреди тюрьмы тёк поток нечистот.
Но я видел также некоторые несравненно лучшие тюрьмы. Тюрьма Чангхи в Сингапуре- это одно из наиболее эффективно работающих заведений среди виденных мною по всему миру. В ней каждый заключённый работает, получая две трети заработанной платы, которую он имел бы за такую же работу на воле. Из этих денег он оплачивает тюремное жильё и питание, а часть посылает домой семье. Поскольку все производства там организованы частными фирмами, человек после освобождения идёт работать в ту же компанию, но уже по другую сторону тюремных стен.
Несмотря на то, что эта тюрьма была просто набита битком, я увидел там хороший духовный климат и прекрасную организацию дела.
Самой поразительной из всех, которые я когда-либо посещал, была тюрьма Хумаита в Сан-Хосе-дос-Кампос в Бразилии. В начале семидесятых годов бразильские власти решили закрыть старое здание Хумаиты. Два юриста-христианина, один из которых был судьёй, обратились к властям с предложением не закрывать тюрьму, а передать её им в управление для превращения в христианскую тюрьму. Власти штата Сан-Пауло дали согласие. И до позапрошлого года тюрьма управлялась этими двумя людьми.
Я впервые посетил Хумаиту в конце восьмидесятых годов. Встретивший меня у главных ворот «охранник», на поясе которого болтались ключи от тюрьмы, был заключённым, отбывающим пожизненный срок за убийство. Он приветствовал меня не только улыбкой, но и тёплыми объятиями. Он любил Иисуса и тут же сообщил мне об этом.
Оказалось, что в тюрьме только двое вольнонаёмных сотрудников, а всю остальную работу полностью выполняли сами заключённые. За двадцать пять лет в тюрьме не было ни побегов, ни других инцидентов. Проходя через вереницы камер или по территории тюрьмы, вы увидели бы на стенах не вульгарные надписи и рисунки, а псалмы и притчи на португальском языке. Все люди в тюрьме работали, а свободное от работы время проводили в библейских классах или часовне. Я никогда не видел такой атмосферы радости ни в каком месте, не говоря уж о тюрьме. Это напоминало скорее центр духовного уединения.
Я вспоминаю одно из своих посещений, когда после чудесного общения с группой заключённых один из их руководителей спросил, не хочу ли я увидеть печально известные камеры-одиночки, которые долгие годы использовались для пыток заключённых. Он сказал, что один из этих карцеров по-прежнему действует, и спросил, не хочу ли я посетить его? Я согласился. И он повёл меня по длинным коридорам в самый конец тюремного здания, где находилась одна железная дверь, запертая на засов. Он открыл глазок, заглянул в камеру и сказал: «да, он здесь», - подразумевая, как я решил, наказываемого заключённого. Он начал отпирать дверь, а затем обернулся ко мне и спросил: «Вы уверены, что хотите войти?» - «Конечно!» - нетерпеливо ответил я. - Мне довелось бывать в карцерах и штрафных изоляторах всего мира». Тогда заключённый медленно открыл дверь, и я смог увидеть внутри стол и стул. Когда мы вошли в камеру, он повернулся вправо, где на стене висело прекрасно вырезанное из дерева распятие. Он указал на висящего на кресте Иисуса и сказал: «Вот Он. Он заключён в карцер и отбывает срок за нас».
Хумаита сейчас закрыта, а заключённые переведены в новую тюрьму. Байрон Джонсон, весьма уважаемый ведущий учёный из Пенсильванского Университета, провёл исследование, которое показало, что уровень рецидивизма в тюрьме Хумаита был более чем в два раза ниже соответствующего уровня в лучшей из созданных бразильским правительством тюрем, где применяются самые эффективные методы реабилитации и созданы наилучшие условия для получения образования и профессии. Кроме того, этот уровень рецидивизма был в пять раз ниже среднего по Бразилии.
Хумаита достигла такого успеха, что его сегодня пытаются повторить в Соединённых Штатах. В Техасе есть одна тюрьма, основанная в те времена, когда нынешний президент Джордж Буш был губернатором этого штата. Подобные тюрьмы есть также в Канзасе и Айове, а самая последняя открыта в Миннесоте. На сегодня эта тюрьмы значительно снизили уровень рецидивов.
В своей декларации Тюремное Братство ставит задачу «помогать Церкви... во внедрении библейских норм справедливости в систему уголовного судопроизводства». Является ли это частью миссии Церкви — принимать активное участие в социальном и законодательном реформировании? А как насчёт: «Царство Моё не от мира сего»?
Колсон. Я написал книгу под названием «Конфликт царств», которая была переведена на русский язык и широко известна во всех частях бывшего Советского Союза. Когда я был недавно в Москве, многие члены Российской Думы читали её.
В книге я доказываю, что есть два царства: царство людей и царство Божие. Они различны, но взаимодействуют друг с другом. Задача христианина — жить в царстве людей так, чтобы доносить до него ценности царства Божия. Иначе говоря, во всех своих хождениях путями Божиими мы должны свидетельствовать об истине Христовой и заботиться о том, чтобы творение Божие отражало справедливость и праведность Творца.
Таким образом, имеются особые правила того, как христиане должны участвовать в политике, которые я досконально изложил в «Конфликте царств». Мы не должны принимать участие в межпартийной борьбе — пастыри не должны поддерживать политиков — однако мы должны голосовать на выборах и стремиться к принятию законов, отражающих правду Божию, следить, чтобы общественные нормы отражали христианские истины. Вследствие моей глубочайшей убеждённости в этом мы включили в декларацию о задачах Тюремного Братства борьбу за правосудие и справедливость в системе уголовного судопроизводства. Мы, конечно, осуществляем это через церковь, поскольку всякое дело в царстве Божием должно корениться в поместной церкви.
Недавно тюремное Братство начало работу в Украине. Что оно принесёт нашей стране? Здешним заключённым? Телу Христову?
Колсон. Я весьма взволнован приходом Тюремного Братства на Украину. Россия и Украина имеют традиции, которыми можно гордиться. Благая весть сохранялась в церкви тысячу лет. Русская литература также сохраняла Благую весть в периоды гонений. Как чудесно, что мы трудимся вместе с церковью в Украине, поддерживая служение, близкое, как мы знаем, сердцу Божию — служение среди заключённых, «сих меньших», о которых Иисус учил нас заботиться. И, служа им, мы служим Ему.
Я полагаю также, что Тюремное Братство может оказать чудесное объединяющее влияние на тело Христово. Мы сотрудничаем со всеми конфессиями, проповедующими Христа и исповедующими древний символ веры. В наш век, особенно учитывая острый конфликт между христианским мировоззрением и исламом, жизненно важно, чтобы христиане всех конфессий поддерживали и ободряли друг друга. Тюремное служение способствует этому.
В своих книгах Вы рассказываете много историй и приводите множество примеров из жизни в Украине и бывшем СССР. Что означают для Вас судьбы христиан в этих странах?
Колсон. Многие люди, принадлежащие Церкви в бывшем СССР, особенно в период гонений, стали для меня героями веры. Например, Ирина Ратушинская, о которой я написал в книге «Тело Христово». За стихи, в которых говорится о любви Божией, она была причислена к подрывным элементам и приговорена к семи годам лагерей. Она была освобождена только после того, как Президент Рейган предпринял определённые усилия к этому во время переговоров с Горбачёвым.
В число героев я включаю Александра Солженицина и многих диссидентов, удивительно стойких в христианской вере, которые героически бросали вызов коммунизму. Эти люди воодушевляли многих из нас на Западе, кому не пришлось пережить подобные испытания.
В десятку Ваших любимых книг входят две русских авторов - «Архипелаг Гулаг» Александра Солженицына и «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского. Какую роль они сыграли в Вашем духовном росте?
Колсон. «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского — мой любимый роман. Это не только захватываюшая история, он пронизан глубоким учением. Сцена с Великим Инквизитором — это литературная классика и непревзойдённая метафора взаимоотношений Церкви с Христом. Другой пример морального учения Достоевского, оказавшего на меня глубокое влияние, - это сцена из «Братьев Карамазовых», где младший брат, монастырский послушник Алёша, спорит с нераскаявшимся и распутным старшим братом Дмитрием. Они, по существу, борются за душу Ивана, среднего брата. В разгар спора Иван восклицает: «Если Бога нет — то всё позволено... преступления неизбежны».
Столь же глубокое влияние оказали на меня все сочинения Александра Солженицына. Я был особенно потрясён тем, как Солженицын мог сказать: «Благословенна будь тюрьма за то, что была в моей жизни. За то, что лёжа на гнилой тюремной соломе, я понял, что цель жизни — не преуспевание, как нас учили верить, а созревание души». Эти слова нашли глубокий отклик в моём сердце, поскольку я тоже открыл для себя эту истину. Это истина, которую нужно знать всему миру. Многие люди, принадлежащие Церкви в бывшем СССР, стали для меня героями веры. Они воодушевляли многих из нас, кому не пришлось пережить подобные испытания.
Бог позволил вам испытать большую власть и большие унижения... Какой главнейший урок Вы вынесли из всего этого? Что сегодня доставляет наибольшую радость Вашему сердцу?
Колсон. Да, я, фактически, прожил две жизни: одну — в погоне за властью и популярностью, а другую — в служении Христу! Я бы не променял наихудший день последних двадцати девяти лет своей жизни на наилучший день из сорока одного предшествующего года. Служение Христу и постижение Его приносит ни с чем не сравнимую радость. Моя жизнь больше не зависит от дальнейших успехов и достижений; она зависит от угождения Богу. Теперь у меня есть постоянное ощущение цели.
Некогда я занимал пост, при котором мой кабинет располагался рядом с кабинетом Президента Соединённых Штатов. Я был знаком с королями и королевами; мне вручали Темплтонскую премию в Букимгентском дворце; я проповедовал в огромных соборах по всему миру. И хоть я благодарен за всё это, больше всего меня волнует то, что теперь я принадлежу Иисусу и каждый день вижу, как Бог действует в моей жизни, касаясь через меня жизней других людей. Когда я уйду, моим наследием будет не какое-то здание, названное в мою честь, но «живые памятники» душ, преображённых благодатью Божией!
Моя судьба символизирует истинность утверждения: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её» Матф. 16:25.
Потеряв свою жизнь, я нашёл её!
Беседу вёл Алексей Ефетов.