Царство Божие — когда и где?
- Details
- Published: Sunday, 21 June 2015 21:48
Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царство Божие, отвечал им: «Не придёт Царство Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или: «вот там». Ибо вот, Царство Божие внутри вас есть». Луки 17:20-21
Дорогие друзья! Сердечно приветствую вас словами апостола Павла, некогда адресованными церквам в городе Галаты: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!» Я рад ещё одной возможности вновь изучать вместе с вами Библию и рассуждать над тем, чему она учит нас. Сегодня мы будем размышлять над понятием «Царство Божие», основываясь на вышеизложенном месте из Писания.
После описания в предыдущих стихах удивительного чуда исцеления десяти прокажённых, из которых лишь один оказался благодарным настолько, что вернулся воздать славу Господу, евангелист Лука описывает диалог Иисуса Христа с фарисеями. В ответ на вопрос фарисеев о времени прихода Царства Божьего Христос отчасти приоткрывает завесу над загадочной для людей истиной о Царстве Божьем.
Сегодня мы остановимся на четырёх вопросах, касающихся учения о Царстве Божьем.
1. Как представляли себе Царство Божье религиозные лидеры и народ того времени?
Прежде всего, остановимся на рассмотрении того, что фарисеи и другие иудеи имели ввиду, употребляя слова «Царство Божье», и какова предыстория их вопроса о том, когда это царство придёт. Понимание иудеев о Царстве Божьем основывалось на Ветхом Завете, который свидетельствует о том, что Бог, Вечный Царь Вселенной, обозревает всю Землю и все царства человеческие. Цари и царства возвышаются и падают по Его повелению. Как судья всего мира, Бог царствует праведно и справедливо над всеми делами человеческими.
Он также является царём Израиля, народа, который Он избрал в собственность Себе, чтобы через них открыть путь спасения языческим народам, находившимся в духовной тьме. Со временем, когда народ израильский умножился, Бог позволил им избрать себе царя, который бы представлял Божье руководство над ними. Наконец, Давид, муж по сердцу Божьему, взойдя на престол, около 1000 лет до Рождества Христова, объединил 12 колен Израилевых в одну нацию. Израиль продолжал процветать во время правления сына Давида, Соломона.
Позже, по причине непослушания и мятежного отношения к Божьему царственному правлению, израильская нация пришла в упадок. В последующие 1000 лет Израиль был под контролем ассириян, вавилонян, персов и греков. Во времена Иисуса Христа они были под оккупацией римлян. Однако, все эти долгие столетия, на основании пророчества, изречённого некогда пророком Нафаном Давиду, иудеи верили, что светлое будущее для их нации впереди. Нафан предсказал Давиду: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиёшь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твоё, которое произойдёт из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки». 2 Царств 7:12-13.
Это обещание Бога, усиленное другими пророками в течение последующих тысячу лет, побуждало многих израильских религиозных лидеров создавать богословские модели того, как это долгожданное царство будет выглядеть. Одна из моделей, которую представляли себе фарисеи, была в том, что Мессия, который произойдёт от семени Давидова, появится на мировой арене во главе могучей армии. Он поставит римскую империю на колени и затем восстановит политическое и религиозное царство с центром в Иерусалиме.
И оттуда будут проистекать праведность и справедливость во все нации мира. Таким образом, обещанье Божье о вечном царстве будет осуществлено. Мало кто из фарисеев обращал внимание на пророчества Исайи в 53-ей главе о страдающем Рабе. Ожидали такого Мессию, который бы уничтожил их врагов и возвысил бы еврейскую нацию.
Как видим, вопрос фарисеев о том, когда придёт Царствие Божье, не был праздным или случайным. Этот вопрос жил в сердцах многих поколений иудеев.
Интересно, что Христос не отвечает на вопрос «Когда придёт Царство?», но обращает внимание слушателей на то, «как» оно придёт. Он говорит о том, что оно не придёт неприметным образом, то есть оно не придёт в форме воинской силы или других выдающихся человеческих знамений. И его невозможно локализовать или обозначить каким-то одним географическим местом. Он говорит: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».
В оригинале слово, переведённое как «внутри», может означать, во-первых, как нахождение внутри чего-то, так и, во вторых, присутствие посреди чего-то. Учитывая, что Царство Божье не могло находиться в сердцах фарисеев, потому что они отвергли его своим неверием в Христа, то мы можем истолковать это место так, что Христос здесь говорит о Себе, о том, что Он, находясь среди фарисеев и других людей и являясь Царём царей, уже принёс в Себе это Царство Божье на землю. Когда Иоанн Креститель проповедовал о приближающемся Царствии Божьем, он имел ввиду именно приход Иисуса Христа.
К сожалению, религиозные вожди того времени, убеждённые в том, что приход Царства Божьего будет в форме политической и религиозной свободы для Израиля, не узнали Того, Кто Сам был воплощением Царства Божьего. И в этом была великая трагедия как лидеров, так и всего народа израильского.
В этом печальном историческом факте для нас с вами сокрыт поучительный урок.. Соответствует ли наше с вами понимание библейских истин о Царстве Божьем, о спасении, о жизни вечной, о Божьей милости и святости, об ученичестве, о церкви, и других истинах тому, как учит Писание об этом, или же мы унаследовали эти понятия от других, и никогда не утруждали себя тем, чтобы исследовать Слово Божье и убедиться, что это действительно так, а не иначе? Как мы представляем себе и другим Бога? Таким ли, как Его открывает нам Писание? Всякое искажение в толковании Писания, всякое привнесение своих измышлений чревато тяжёлыми последствиями. Пример тому — печальная история израильского народа.
2. Как представлено Царство Божие в Писании?
Царство Божие или Царство Небесное, было основной темой учения и служения Иисуса Христа. Об этом Он говорит в Своих проповедях, беседах, притчах. Как же представлено Царство Божие в Писании? Что такое Царство Небесное? Большинство исследователей Библии согласны с таким определением, как: «Это динамичное правление Бога, Его царствование». Оно не ограничено какой-то территорией в пространстве. Оно не является чем-то застывшим, статическим, наоборот — всегда расширяющимся, растущим. Это царство направляет наше внимание не на место пребывания Бога, но на Его руководящую деятельность. Бог всегда был, есть и будет Царём Вселенной. В 92-м Псалме мы читаем: «Господь царствует, Он облечён величием, облечён Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется». В этом факте неизменного царствования Бога залог того, что как физические, так и духовные законы остаются в силе. Именно поэтому вселенная не колеблется. В этом факте сокрыто также условие того, что всё в этом мире осуществляется по Божьему плану и определению. Именно поэтому мы можем быть уверены, что все пророчества Божии, открытые нам в Его Слове, обязательно исполнятся — потому что Он царствует! В ответ на Божье царствование у людей есть возможность либо принять Его власть над собою, стать гражданами Его Царства, и жить в повиновении законам этого царства, либо отказаться от Божьего царствования и жить в состоянии бунта против Бога. Бог допускает такое состояние. Однако от этого Его царствование не стало менее могущественным или реальным. Сила Божьего царствования проявляется в том, что Он всё приведёт как на земле, так и во всей Вселенной к тому завершающему концу, который Он Один определил.
В Его планах было, чтобы Иисус Христос пришёл на землю и принёс в Себе Самом Царство Божье людям. И этот Его план совершился. И вот теперь для фарисеев Царство Божье присутствовало посреди них в лице Иисуса Христа. Для учеников же Христа кроме того, что Царство Божье было явлено им в лице Христа, оно имеет также внутреннее, сердечное проявление. Для них слова Христа: «Ибо вот, Царство Божие внутрь вас есть» означает то, что это царство находится внутри их сердец. Апостол Павел пишет: «Ибо Царство Божие — не пища и питие, но праведность, и мир, и радость в Святом Духе». Рим. 14:17. Иными словами, это особое состояние души человека, подчинившего себя правлению Божьему.
Кроме внутреннего, сердечного проявления, Царство Божье также имеет и внешнее, коллективное применение, проявляющееся во взаимоотношениях людей. Подобно тому, как любое царство означает господство царя над группой людей, и те, кто являются частью этого царства, подчиняются, прежде всего, царю, и это определяет их взаимоотношения друг к другу. Так и в отношении тех, кто являются гражданами Царства Небесного — они живут по законам своего Царя — Господа Иисуса Христа. Итак, Царство Божье проявляется сегодня через правление Бога как в сердцах людей, так и в их взаимоотношениях.
3. Как можно стать гражданином Царства Божьего?
Где, образно говоря, можно получить визу на въезд в это заветное «государство»? «… если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего», — некогда сказал Христос Никодиму. Как видим, условия для приобщения к Царству Божьему иные, чем те, с которыми мы имеем дело в нашем государстве. Недостаточно прожить пять лет, образно говоря, на территории этого Царства, недостаточно регулярно посещать церковь пять или больше лет. Недостаточно изучить язык этого Царства, недостаточно знать и свободно употреблять религиозные термины. Недостаточно хорошо знать историю этого царства, изложенную в Библии. Вход в Царство Божье лишь через рождение — рождение свыше! И происходит это рождение тогда, когда человек сознательно принимает верою тот факт, что Иисус Христос умер за его грехи. Следствием этой веры будет акт покаяния и плоды покаяния в преображённой жизни человека.
4. Каковы отличительные черты тех, кто являются гражданами Царства Божьего?
Как четыре Евангелия, так и все послания апостолов содержат в себе множество наставлений в том, как должны жить граждане Царства Небесного. Христос в своём учении уделял этому очень большое внимание. Его самая продолжительная проповедь, как мы называем её «Нагорная Проповедь», записанная в Евангелии от Матфея с 5-й по 7-ю главу, является как раз учением о жизни граждан Царства Божьего. В нём Иисус возвещает внутренние условия принадлежности к Царству Божьему, сводящиеся к требованию совершенной праведности, которая невозможна без полного внутреннего обновления, без возрождения.
Писание ясно учит о том, что граждан Царства Небесного должны отличать определённые качества. Вот некоторые из них:
Подлинная праведность: «ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». Матф. 5:20.
Исполнение воли Божьей: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» - войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного». Матф. 7:21.
Смирение: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Матф. 5:3, «… если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное». Матф. 18:3.
Готовность пожертвовать земным богатством ради следования за Христом: «Иисус же сказал ученикам Своим: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное». Матф. 19:23.
Любовь к людям, проявленная на деле: «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте». Римл. 12:10. «люби ближнего твоего, как самого себя». Лев. 19:18.
Готовность отвергнуть от себя всё то, что может побуждать к греху. «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царство Божие, нежели с двумя глазами быть вверженным в геенну огненную». Марк 9:47
Готовность быть преследуемым за истину Божию: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Матф. 5:10.
Наш ли это портрет? Подлинно ли мы являемся гражданами Царства Небесного или же мы «нелегально» носим это звание? Как известно, миллионы людей живут в штате Калифорния нелегально. Многие их них тайно перешли границу и теперь живут здесь, пользуясь всеми благами этой страны. Однако это не даёт им права гражданства. Любая встреча с представителями власти может окончиться для них выселением за пределы Америки.
Может быть, и среди тех, кто называют себя христианами, есть «нелегалы»? Все ли законно называют себя гражданами неба? Все ли пережили то, без чего никак не войти в Царство Небесное — рождение свыше? Это своего рода, паспорт, подтверждающий нашу принадлежность к небесному Царству. Например, во время поездки на Родину, мы ничем не отличаемся от всех людей там — ни языком, ни внешним видом, однако наличие американского паспорта даёт нам право пересечь границу и улететь в таинственную страну Америку. Миллионы же других людей на нашей Родине, желающих также это сделать, лишены подобного права, потому что не имеют паспорта, подтверждающего их американское гражданство.
Сила Божьего царствования проявляется в том, что Он всё приведёт как на земле, так и во всей Вселенной к тому завершающему концу, который Он Один определил.
Будем сами себя исследовать — подлинно ли мы граждане Царства Божьего? Действительно ли оно «внутри» нас есть? Отличаемся ли мы теми характерными чертами характера, которые присущи рождённым свыше сердцам? Будем честны сами с собой. Сознательное или несознательное заблуждение относительно нашей принадлежности к Царству Божьему может обернуться для нас трагедией, когда мы услышим обращённые к нам в судный день слова Царя Царей: «Я никогда не знал вас, отойдите от меня, делающие беззаконие». Матф. 7:23. Тогда уже будет невозможно что-то изменить и войти в Его Царство.
Если кто-то из наших читателей ещё не пережил рождения свыше и потому не является гражданином Царства Божьего, то для вас открыт доступ в это Царство сегодня! Примите верою то, что для вас совершил Христос на Голгофском кресте, обратитесь к Нему с покаянием — и вы обретёте гражданство в Божьем Царстве. Да поможет вам это сделать сам Господь Духом Его Святым! Аминь.
Вячеслав Цвиринько. г. Фрезно. США. Журнал «Божий виноградник».