Они не разодрали одежд своих
- Details
- Published: Saturday, 04 October 2014 10:29
В Библии читаем: «Царь послал Иегудия принесть свиток, и он взял его из комнаты Елисама, царского писца; и читал его Иегудий вслух царя и вслух всех князей, стоявших подле царя. Царь в то время, в девятом месяце, сидел в зимнем доме, и перед ним горела жаровня. Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, до коле не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне. И не убоялись и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии». (Иер. 36:21-24) В тот день царю Иоакиму читали пророческие слова, которыми пророк Иеремия обличал Израиль в грехе и предупреждал о неизбежном наказании от Господа. Как отреагировал царь и его приближённые? «Они не разодрали одежд своих», - подытожено в Писании. В то время была в Израиле такая традиция – разрывать одежду, когда человек невольно становился свидетелем греха, или слышал о какой-нибудь трагедии, или просто осознавал свои собственные преступления. Этим обрядом человек показывал, что так, как он рвёт одежды свои, так само рвётся сердце его от осознания того, что происходит.
Так, например, в Библии читаем, что когда отряд разведчиков осмотрел обетованную землю и доложил об укреплённых городах и сильных людях в той земле, народ стал роптать на Моисея, мол, зачем ты вывел нас из Египта, лучше нам было бы умереть в земле египетской. Этим общество показало, что у него не было веры, не было правильного духовного понимания ситуации. На такую ситуацию всегда тяжело смотреть тем, у кого есть правильное духовное мышление. Таких во всём обществе, кроме Моисея и Аарона, нашлось всего двое: «Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефоннин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои». (Числ. 14: 6) И результат известен: Господь сказал, что никто не войдёт в обетованную землю, кроме Иисуса Навина и Халева, потому что они разодрали одежды свои и тем самым показали, что у них был иной дух.
Людям свойственно делать традицию из всего того, что где-то когда-то им помогло, но при этом напрочь забывают всю суть. Так, очевидно, со временем в Израиле была утеряна суть традиции рвать на себе одежды. Люди продолжали рвать на себе одежды, когда видели беззаконие, но это была всего лишь традиция, за которой не было реального сожаления. Поэтому в книге Иоиля написано: «...обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши...» (Иоиль 2: 12, 13)
Примечательно, что Давид и его окружение разодрали одежды свои, когда узнали о смерти Саула. (См. 2 Цар. 1:11) Саул отступил от Бога, последние годы его жизни были бесславными и погиб он тоже бесславно. Почему Давид разодрал одежды свои, когда узнал о гибели этого отступника? Потому что начало у Саула было хорошим, он был помазанником Господним, и всегда при любых обстоятельствах Давид относился к нему как к помазаннику, у которого были все шансы быть благословенным, но которые он упустил. В современной церкви тоже много саулов, которые когда-то горели для Господа, были заняты в служении, но со временем остыли и отступили. Есть много детей верующих родителей, которые с детства были наставлены в истине, но сегодня служить Богу не хотят и идут по широкому пути. Как мы относимся к этим людям? Может быть, их отступничество нам просто безразлично (главное, что я не отступил). Кто-то, быть может, и подсмеивается, глядя на упадок тех, кто когда-то был занят в служении. А у кого-то рвётся сердце, как у Давида, когда видят, как кто-то, подобно Саулу, теряет своё благословение.
Пророку Иезекиилю были показаны все те беззакония, которые тогда творились в Израиле. Он видел, как семьдесят старейшин кадили перед идолами; он видел, как около двадцати пяти мужей стояли спиной к храму и лицами на восток и кланялись солнцу. (См. Иез. гл. 8) За это нечестия Бог послал на народ наказание, но прежде защитил невиновных. «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жён бейте до смерти, но не торогайте ни одного человека, на котором знак, и начните со святилища Моего» (Иез. 9: 4-6) Кто-то делал мерзости, кто-то хоть их и не делал, но в душе одобрял делающих или же просто был безразличен. Наказание постигло и тех и других. Беда не коснулась лишь тех, кто был у Господа на особом счету. Возможно, те праведники не разрывали на себе одежд, потому что беззакония к тому времени настолько умножились, что им не хватило бы одежды, чтобы каждый день её рвать. Но они ежедневно разрывали свои сердца, и поэтому они были у Бога на особом счету.
В мире становится всё больше и больше беззакония, как мы реагируем на него? Просто не обращаем на него внимание, мол, я не такой, в этом не участвую, и значит меня это не касается. Среди читающих эту проповедь, знаю, будет немало людей преклонного возраста, которые приехали в Америку на старости, английского языка не знают, круг общения ограничен семьёй и церковью. У таких людей по понятным причинам нет возможности всё видеть, знать и понимать, что происходит вокруг. Но поговорите со своими внуками, которые ходят в школу или учатся в колледже. Спросите у них, сколько беззакония приходится видеть им каждый день. И как они реагируют на него: сами принимают в нём участие, относятся безразлично или же их сердце рвётся на части? В советские времена атеизм был государственной идеологией, верующих преследовали. Тогда, как говорится, было всё ясно. Сегодня атеизм никто не навязывает, но всё равно зла и неправды хватает. Как мы реагируем на современное беззаконие? Очень часто беззаконие может быть прикрыто красивой упаковкой. Так и в Писании сказано, что сатана иногда принимает вид ангела света. (См. 2 Кор. 11:14) И часто случается так, что когда в проповеди или христианской публикации разоблачают скрытый грех современного общества, всегда найдётся такая категория верующих, которая вместо того, чтобы печалиться о беззаконии, восстают на проповедника, сказавшего им правду. Таким христианам всегда нужно помнить о Лоте. Напомню, что Лот в жизни совершил много ошибок. Практически все проповеди про Лота – это проповеди на тему, как не надо делать. Но тем не мнение, в Новом Завете Лот назван праведником, потому что он печалился в сердце своём, видя дела беззаконные. (См. 2 Пет.2:7)
Мы привыкли считать, что во времена Старого Завета люди несли ответственность по закону только за свои дела и не отвечали за то, что они думают о преступлениях других людей, если сами не были в нём замешаны. Как видим, это не совсем так: в те времена Бог тоже брал в расчёт образ мышления человека. И если до Христа было важно иметь чистое сердце, то что сказать про новозаветнее время, когда у всех нас есть Библия, все читали Нагорную проповедь, в которой Христос ясно сказал, что все преступления начинаются с желания, и поэтому человек несёт ответственность и за свои мысли.
Леонид Каночкин