Искушения в нашей жизни
- Details
- Published: Monday, 02 September 2013 15:21
В Библии читаем: «Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». (Мф. 4:1,2) Сам Иисус был искушаем сатаной, а это значит, что каждый, кто следует за Ним, будет подвергаться искушениям в своей жизни. И сегодня сатана искушает верующих теми же искушениями, которыми он искушал Иисуса две тысячи лет назад. Ничего принципиально нового он за это время не изобрёл. Поэтому посмотрим, что именно предлагал сатана Иисусу и что Иисус ответил ему. «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф.4:3,4) Человеку нужен хлеб для жизни, но дух человеческий хлебом не накормишь – нашему духу нужно Слово Божье. Сатана знает это, поэтому время от времени пытается сделать так, чтобы у человека был хлеб, но не было бы Слова Божьего. Вспомним хотя бы последний период истории СССР. Хлеб был тогда дешёвым, но царил небывалый духовный голод из-за того, что «научный» атеизм стал государственной философией. И хотя в тот период люди были сыты, они искали чего-то ещё, пусть даже и на подсознательном уровне. Если помните, в советских журналах изредка публиковали материалы о явлениях, которые, скажем так, не совсем вписывались в официальную теорию материализма. Например, сколько ажиотажа в своё время наделали публикации о Бермудском треугольнике. Публикации на эту тему, и другие подобные темы зачитывались до дыр. Люди, очевидно, сами толком не понимали, почему им это было интересно, но мы, верующие, понимаем, что их дух чего-то искал и они интуитивно чувствовали, что это что-то лежит за пределами атеистической теории, поэтому и зачитывали до дыр публикации, которые хоть чуть-чуть, но выходили за рамки материализма.
Свято месть пусто не бывает, поэтому невозможно просто дать человеку хлеб, забрать Слово Божье, ничего не давши в замен. Помню: в нашей школе в начале 80-х на стенде в кабинете литературы было написано: Ни хлебом единым... Вместь продолжения – три точки, и под ними портреты Пушкина, Горького, других писателей. Как бы хотели сказать, что кроме хлеба, человеку нужны литературные произведения – слово человеческое. И хотя в то время люди много читали, мы действительно были самой читающей нацией, слово человеческое не уберегло нацию от морального разложения. Деградация общества особенно проявилась в полной мере в конце 80-х, именно тогда в русском языке появилось слово «беспредел».
В Древнем Риме тоже понимали, что кроме хлеба, человеку нужно что-то ещё. Духовную пустоту там пытались заполнить развлечениями; именно там родилось печально известное изречение: хлеба и зрелищ. Чтобы бедняки не бунтовали, правительство Древнего Рима обеспечивало их бесплатным хлебом и бесплатными зрелищами. (Бедняки могли посещать скачки и гладиаторские бои в Древнем Риме бесплатно или за символическую цену). Однако эта философия не сохранила древнюю империю от упадка. И сегодня, в начале 21-го века жизнь в духовном плане более похожа не на 20-й век, когда духовную пустоту пытались заполнить художественными произведениями, а на Древний Рим с его культом зрелищ: сегодня шоу-бизнес превратился в индустрию с оборотом в сотни миллиардов долларов. За короткое время общество прошло путь от увлечения искусством к увлечению примитивными зрелищами. Это говорит о том, что общество, отвергающее Слово Божье, неизбежно деградирует.
Нужно отметить, что история знает немало людей, которые отличались благородством и порядочностью и при этом были атеистами. Когда верующие свидетельствуют о том, как Христос их спас, поднял со дна общества, можно услышать со стороны неверующих возражения, мол, чтобы быть порядочным, необязательно обращаться к Богу. В качестве доказательства этого тезиса они приводят имена знаменитых людей, которые отличались порядочностью, и в то же время не верили в Бога. Да, человек, не питающийся Словом Божьим, ещё может по инерции проявлять те положительные качества, которые изначально заложены в него Богом, ведь созданы мы по образу и подобию Его. Но, подобно как аккумулятор без подзарядки разряжается, так и всё хорошее, что заложено в человеке, угасает из поколения в поколение, если дух человеческий не питается Словом Божьим. В одной передаче показали детей, которые в свои 12-ть лет уже алкоголики, а их родители тоже либо спились, либо попали в тюрьму по пьянке. При этом подчёркивалось, что дедушки и бабушки этих детей – нормальные, порядочные люди, которые просто немного выпивали по праздникам и своим детям в «меру» наливали за праздничным столом. Эти дедушки и бабушки не питали свой дух Словом Божьим, и при этом оставались порядочными людьми. Но судьба их детей и внуков – трагична.
Сатана хотел бы обеспечить людей хлебом, но при этом полностью лишить их Слова Божьего. Но это не в его власти, о чём ясно сказано в молитве Отче-наш. Так же в Книге Левит читаем, отчего зависит изобилие: «Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои, и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле. И будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней». (Лев. 25:18, 19) А что случается с народом, который отвергает Слово Божье? Сатана хотел бы дать такому народу хлеба в изобилии, потому что знает, что такие люди никогда не вспомнят о Боге, если будут оставаться сытыми. Вспомним хотя бы блудного сына. Он задумался о своих поступках только тогда, когда ему стало нечего есть. Когда человек игнорирует Словом Божьим, Бог сокращает меру хлеба, чтобы заставить такой народ задуматься: «Хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи, и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть, но не будете сыты. (Лев. 26: 25, 26)
Иисус не поддался на искушение сатаны превратить камни в хлеб. Тогда сатана попытался зайти с другой стороны. Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». (Лук. 4:5, 6) Другими словами, сатана дал абсурдное предложение – спрыгнуть с крыши храма, но своё предложение он подкрепил цитатой из Писания. «Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего». (Мф. 4:7) Какой вывод можем мы сделать из этого второго искушения? Если сатане не удаётся полностью отбить у человека интерес к Слову Божьему, тогда он пытается преподнести этому человеку искажённое понимание библейских истин и спровоцировать человека на необдуманные поступки, в основе которых – еретическое понимание Писания. Это особо актуально для харизматических церквей. Их служители в своих проповедях уделяют крайне мало внимания вопросу святости, но при этом делается ударение на пророчества, исцеление, чудотворение. Да, мы знаем, что и пророчество, и исцеление, и чудотворение – это дары Святого Духа, но в наше время они проявляются не так часто, как нам хотелось бы. А в харизматических церквях чуть ли не все её члены считают себя пророками, целителями, чудотворцами... Было бы хорошо, если это было бы действительно так, но увы, это лишь выдавание желаемого за действительное. В результате верующие этой деноминации иногда просто становятся посмешищем для мира. Помню, как в 90-х годах группа молодых братьев поехала в другой город на харизматическую конференцию – слушать проповеди про чудеса, хотя в родной евангельской церкви им ясно сказали, что этого делать не следует. Но они не послушали. При этом у них были деньги на дорогу лишь в один конец. Они поехали с верой, что Бог чудесным образом пошлёт им деньги на обратный билет. Но ожидаемого чуда не случилось. Братья были посрамлены. Бывают случаи и похуже. Знаю лично одного харизмата, у которого в ноге образовался тромб и нужна была операция. Сделать операцию возможность была, но он упорно отказывался от операции – ведь в его церкви каждый день проповедуют об исцеление и на каждом собрании десятки людей объявляют «исцелёнными». В результате на операцию он всё-таки пошёл, но было уже немного поздно: хотя ногу спасли, но она частично утратила свою функцию; теперь этот человек на инвалидности.
В качестве примера я привёл лишь одно заблуждение – харизматию, но с полной уверенностью можно сказать, что любая ересь попадает под ту категорию искушений, о которой мы сейчас говорим.
После того как вторая попытка искушения не увенчалась успехом, сатана предпринял ещё одну, третью попытку. «Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если падши поклонишься мне. (Мф. 4: 8, 9) Это искушение выглядит самым примитивным. Очевидно, сатана уже исчерпал все свои идеи. Если в предыдущих искушениях изначально была заложена какая-то философская идея, то здесь сатана просто, без всякой философии предлагает Иисусу сделку, подобно как бизнесмен предлагает чиновнику взятку за услугу. Иисус ответил ему: «...отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Мф. 4:10) После этого диавол отступил от Иисуса, Иисус одержал полную победу. К сожалению, некоторые верующие не выдерживают именно этого искушения. Когда победа уже столь близка, они терпят поражение. В Евангелии от Иоанна читаем: «Впрочем и из начальников многие уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлучёнными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». (Ин. 12: 42, 43) Под стрелами этого третьего искушения падали и в первоапостольской церкви. В одном из посланий Павла читаем: «Ибо Диамас оставил меня, возлюбив нынешний век...» (2-е Тим. 4: 40) Этот Диамас общался с апостолом Павлом, видел, очевидно, и чудеса, и исцеления, и слышал истину в полном объёме, сам даже в одно время являлся активным членом церкви. Он знал истину, но продолжал любить мир, поэтому и не устоял в истине. Не смог победить это третье искушение. А сколько в современных славянских церквях есть людей, которые достойно прошли гонения, вышли победителями из многих искушений, но остыли и духовно упали именно тогда, когда пришла свобода и перед христианами открылись возможности, которых раньше не было, как на церковном, так и на светском поприще. Гонения прекратились, а значит нужно было вымаливать у Бога новое видение для дальнейшего служения. Многие так и сделали. Стали миссионерами в отдалённых уголках планеты, нашли другие служения, о которых раньше и мечтать не могли; а иные сконцентрировали своё внимание на приобретении материальных благ, и только в день Господний такие люди поймут, сколько они потеряли, потому что не устояли перед третьим искушением.
Леонид Каночкин,
15 августа 2013.