Народ и власть в свете Библии
- Details
- Published: Wednesday, 10 July 2013 09:04
В советской школе в курсе истории неоднократно повторялось, что русскому народу была присуща вера в доброго царя, мол, придёт добрый царь и обустроит жизнь простого народа. При этом подчёркивалось, что вера в доброго царя была безосновательной, правильный путь – менять всю систему. Систему поменяли, но и новая система тоже не нравилась народу, и после её краха в конце 80-х народ постигло ещё большее разочарование. И сегодня народ винит президента, чиновников, депутатов во всех своих бедах. Пренебрежительное отношение народа к власти особенно заметно в наш век Интернета, когда на форумах каждый может писать, что хочет. Недовольство властью, как не странно, является отголоском старинной веры в доброго царя. (На англоязычных форумах власть тоже ругают, но намного меньше). Нет, сегодня никто уже не верит, что добрый царь когда-нибудь всё-таки появится, на раз обвиняют власти во всех бедах, значит считают, что именно она, подобно доброму царю, обязана обустроить жизнь граждан. А так как она этого не делает, её ругают и проклинают на кухнях и интернет-форумах на все лады. Теперь откроем Писание и посмотрим, что там сказано по этому поводу: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящиеся власти противятся Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение». (Рим. 13:1,2) Эта библейская истина воспринимается в штыки людьми, которые не служат Богу. «Да эта власть коррумпирована до предела и насквозь прогнила, как можно утверждать, что она от Бога», - с негодованием скажут многие. Но была бы наша жизнь намного лучше, если бы у власти стояли справедливые и честные люди? Опять же обратимся к Библии, прочитаем одну притчу и одну историю о хороших царях и подумаем, было ли простому народу при них хорошо. «Когда начал он (царь) считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи не мне , и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему». (Мф.18:24-27) В этой притче изображён добрый царь, а когда дочитаем притчу до конца, то увидим, что он ещё был и справедливым. Далее раб, которому царь простил огромный долг, «нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил в темницу, пока не отдаст долга». (Мф.18:28-30) Когда эта история дошла до царя, он наказал злого раба, которому перед этим простил огромный долг. Итак, была ли жизнь у подданных этого царя хорошей? Не думаю, что человеку, которого душил его товарищ и в конечном итоге посадил его в тюрьму, жилось хорошо. Не было сладко и тому, которому царь простил долг, потому что он так и не сумел мудро воспользоваться царской милостью и в конечном итоге тоже оказался в тюрьме. Была ли вина царя в том, что его подданные между собой грызлись и тем самым портили друг другу жизнь? Нет, но современные интернет-комментаторы обвинили бы во всём царя и обругали бы его последними словами.
В современной жизни время от времени происходят резонансные преступления представителей власти или элиты против простых граждан, и сообщения о таких преступлениях буквально взрывают блогосферу; комментаторы в своих высказываниях не скупятся на проклятия в адрес власти. Реальность же такова, что простые граждане ежедневно совершают в сотни раз больше бытовых преступлений против таких же простых граждан, как и они сами, и девяносто процентов этих бытовых преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Насколько преступлений было бы меньше и жизнь лучше, если бы народ не пил. Тема интересная, но она абсолютно не интересует блогосферу, ведь легче власть ругать, чем признать свой порок. Да, многие пьющие люди сваливают свою вину за пьянство на власть, на учителей, на кого угодно. Но в Библии ясно написано, что пьяницы Царства Божьего не унаследуют (См. 1 Кор. 6:10), а это значит пьяницы сами виноваты в том, что они пьяницы, иначе Бог бы их не наказывал.
Теперь обратим внимание на один эпизод из истории царствования Давида. Он был хорошим царём. Про него сказано, что «творил Давид суд и правду над всем народом своим», то есть справедливо судил, правильно поступал (См. 2 Цар. 8:15), чего не скажешь про современную власть. Но всегда ли народу было хорошо при Давиде? Однажды Давид совершил ошибку. Он сказал своему военачальнику Иоаву пройти по всей стране и исчислить народ. (См. 2 Цар.24:2). Иоав был человек разумный (что тоже делает честь Давиду, так как далеко не каждый правитель имеет мудрость окружить себя мудрыми людьми), он попытался отговорить Давида от его затеи, но безуспешно. В итоге Иоав вынужден был подчиниться и провести перепись населения. И когда перепись была завершена, как бы пелена спала с глаз Давида: он понял, что согрешил. «И вздрогнуло сердце Давида после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжело согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего; ибо крайне неразумно поступил я». (2 Цар. 24:10). Не будем сейчас выяснять, почему проводить перепись населения было грехом. Сосредоточим лишь внимание на том, что это была ошибка, которую совершил Давид. И за эту ошибку пришло наказание на весь народ. «И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени: и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек». (2 Цар. 24:15). Представьте себе, если бы что-то подобное случилось бы сегодня: честный, всеми уважаемый президент допустил бы ошибку и из-за его ошибки умерло бы семьдесят тысяч человек. Этот хороший президент сразу бы стал в глазах народа плохим, его бы проклинали и ругали последними словами. Люди бы были недовольны и несчастны из-за того, что в стране такая высокая смертность. Не подобные ли настроения царят сегодня в бывшем Союзе среди славянских народов по причине вымирания населения? Но почему Давид совершил эту ошибку? В Библии читаем: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил Он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». (2 Цар. 24:1) В Библии не уточняется, за что именно воспылал гнев Божий на Израиль, но из предыдущих книг Библии мы знаем, что гнев Божий, как правило, возгорался на Израиль за грех идолопоклонства. Не знаю, есть ли в современном мире такой правитель, о котором Сам Бог мог бы сказать, что он, подобно Давиду, творит суд и правду. Но даже если бы такой президент и правил сегодня нашей страной, не допустил ли бы Бог, чтобы этот правитель совершал ошибки, как Давид, чтобы за эти ошибки наказать нацию за то, что народ выпивает в год на душу населения по шестнадцать литров алкоголя в пересчёте на чистый спирт. Или думаете, что не пылает Божий гнев на народ за то, что у него нет интереса к Слову Божьему, в то время как гороскопы пользуются огромным спросом? Как видим, именно народ своими грехами зачастую ограничивает своих правителей в возможности сделать для людей что-то хорошее. А то хорошее, что иногда удаётся сделать правителям, часто имеет обратный эффект. Например, по статистике в развивающихся странах в период экономического роста возрастает и потребление алкоголя. И если бы сегодня в нашей стране правительство реально увеличило зарплаты, пенсии и стипендии, не привело ли бы это к увеличению потребления спиртного со всеми вытекающими последствиями? Действительно хороший руководитель страны в нынешних условиях должен был бы хоть как-то бороться с пьянством, но если политик с таким видением действительно пришёл бы к власти, народ бы отверг его.
Теперь рассмотрим один эпизод из земной жизни Христа. В Евангелии описано, как Иисус накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, после чего люди захотели сделать Его царём. (См. Ив. 6: 5-13). Люди, очевидно, думали, что им не нужно будет работать в поте лица – царь всё равно будет кормить их хлебом, а они просто будут слушать Его проповеди, не вникая в суть сказанного. Подобная система была в нашей стране в 70-80-х годах, когда государство гарантировала минимум всем вне зависимости от вклада в экономику. Это в свою очередь породило безответственность, бесхозяйственность, моральную деградацию и крах. Нечто подобное мы можем наблюдать и в Америке, но только не на уровне всего общества, а на уровне отдельной прослойки населения. Есть американцы, которые вот уже в третьем поколении сидят на социальном пособии, никогда не работали и работать не собираются, но при этом государство обеспечивает их карточками на питание и крышей над головой в районах трущоб. К чему-то большему эти люди и не стремятся. Деградацию, которая царит в этих трущобах, невозможно описать. Я знаю, о чём пишу, так как работаю в больнице, в которую часто обращаются за медпомощью люди, которые вот уже в третьем поколении сидят на соцпособии. Естественно, что Иисус не желал становиться таким царём, каким Его хотели видеть эти люди, поэтому «узнавши, что Его хотят сделать Царём, удалился». (См. Ив.6:15) Люди бросились Его искать и когда нашли Его, Иисус им сказал: «...истинно, истинно говорю вам: вы ищите меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились; старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий...» (Ив. 6:26, 27) Другими словами, Иисус попытался переключить внимание людей от поиска источника бесплатного хлеба к поиску духовных богатств. Между людьми и Иисусом завязался диалог, и ниже по тексту видно, что люди просто не понимали того, о чём им говорил Иисус. Заканчивается этот диалог тем, что многие из Его учеников, которые днём раньше хотели видеть Его царём, отошли от Него и уже не ходили с Ним. (См. Ив. 6:66) И сегодня люди мечтают о таком президенте, который заботился бы о них, но ничего бы от них не требовал. Но история – будь то история Древнего Рима или современная история – ясно свидетельствует, что такая политическая система, которая кажется хорошей в глазах обывателей, ведёт к ещё большей деградации.
Иисус сделал всё, чтобы внимание людей, хотевших сделать Его царём, который всех бы постоянно бесплатно кормил, переключить на духовные вопросы. Так же и сегодня люди, сконцентрировавшие своё внимание на проклинании властей и правительства, должны оставить свои бесплодные занятия и сконцентрировать внимание на словах Христа: «...Царствие Божие внутрь вас есть».(См. Лук.17:21). Это значит, что если человек уверовал, покаялся и следует за Христом, его жизнь будет наполнена миром, любовью, радостью... вне зависимости от политической системы. В заключение вспомним слова Апостола Павла: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливым, но тихим, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. (Тит. 3:1,2)
Леонид Каночкин, 8 июля 2013 года.