Когда так не хватает времени
- Details
- Published: Monday, 26 January 2009 19:42
зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь
совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.2-4).
В пространстве прожитых лет, неизбежно ведущих к завершению, человек осознанно начинает ощущать сокращенность, сжатость своего времени, подобно лепестку, увядающему и постепенно меняющемуся, подобно механической пружине, сдавливаемой с нарастающим напряжением. В современной жизни цепная реакция ускорения прогрессии наблюдается практически во всём, что окружает нас. И если в светлый и беззаботный период нашего детства день в истечении своём, казался нам необычайно долог, что и хранит устойчиво наша память, то это естественно и вполне объяснимо. Чистота и глубина восприятия, неискушённость души ребёнка, позволяют в большой полноте наблюдать происходящее при познании окружающего. Именно это позволяет до малейшей подробности сохранить в памяти на долгие годы увиденное глазами ребёнка, где в полной гармонии и свет, и цвет, и очертания… И лишь с возрастом ребёнок сталкивается с частичной утратой способности фиксации процесса, при взрослении приводящее к болезни века – хронизму недостаточности времени. И нередко мы сами в беседе для сравнительности говорим: «А помнишь?» И ведь действительно мы обнаруживаем, что при той же занятости, а порой и ещё большей проблемности, раньше нам всё удавалось делать своевременно. Почему же так? Куда растворяется время, и почему так остро чувствуется его недостаточность?
Говоря об этом, из личного опыта хочу отметить, что на самое обыденное, составляющее норму к исполнению в распорядке ежедневной занятости, у меня вдруг не стало хватать времени… И это определённо и безотлагательно вынуждет выяснить первопричину, которая вносит хаосность в нормальный ритм жизни.
Существует общее понятие времени, эталонное и стандартное для материального отсчёта или фиксакции процесса. Для нас оно визуально, устойчиво и математически выверено в календарность. Мы от рождения нашего в мир живём этим постоянством. Но это лишь внешность. Желаем ли мы того или нет, но в процессе нашей деятельности, мы непрерывно являемся получателями потоков иформации, которая загружает нашу психику и утойчива в нашей памяти. Вредная и никчёмная информация засоряет наше сознание. Это и есть то, что непосредственно вынуждает нас к дополнительной обработке и сокращает наше время. За своё время нужно бороться. Известно множество примеров из опыта духовной жизни, когда человек, не желая загружать никчёмностью простраство своей души, самоизолировался… Он ощущал душевную свободу, освобождая себя от излишества вещей. Уединённость отдаляла его от искушающих и поражающих сознание процессов.
Но такие нормы христианского аскетиза для человека, обременённого семьёй и востребованностью общества, явно спорны. Чётко организованная последовательность – первая необходимость духовной жизни. Поскольку, погрязая в мнимых по первозначимости и безотлагательности дел, мы осознанно сами себя ввергаем в хаотичность временного пространства. Проблемность исчезает и заботы отпадут, когда человек делает упор на их уменьшение, как на плотские, так и на душевные. Времени внутреннего состояния необходима полная регуляция и чистота потока информации. Возникает необходимость пребывания некоторого времени «наедине с душой» в одиночестве. Информационный хаос вреден и нарушает равновесие контроля над «даром слова», рассеивает память и попросту умерщвляет творческий потенциал. В этом случае душа больна, что сравнимо в бытности с бесконтрольным поеданием продуктов, приводящее к ожирению плоти. То же самое происходит и с нашей психикой. Наша память – чрево нашей души. Стихийность получаемой нами информации потребляет энергию духа. И лишь в периоде сна в сознании растворяется ощущение происходящего, как и само время.
Восстановление полной гармонии и «реанимация духа» – это открытый вопрос для тех, кто ныне подобно тискам сжат обстоятельствами, порой по причине слабости или непротивлению им. Как строгая необходимость покаяние, молитва и обязательная борьба со страстями, включая контроль над своими чувствами. Поскольку, поборовший в себе чувства, покоряет себя во имя Того, Кто Творец времени и вечности…
Игорь Осокин, г. Казань