Преступление Каина
- Details
- Published: Saturday, 03 November 2012 12:53
«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твоё? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Быт.4: 6,7) Каин не внял совету Божьему, не стал пытаться господствовать над своим грехом. В результате, как мы все хорошо знаем, грех начал разрастаться как раковая опухоль и привёл к трагедии. В Библии читаем: «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? (Быт. 4:8,9). Из этой короткой, но трагической истории видно, что грешник не понимает природы Божьей. Бог проговорил к Каину, сказавши ему о грехе. Уже из этого можно было бы понять, что Бог знает всё, от Него не скроешься, но Каин этого не понял. После того как он убил брата своего, Бог проговорил к нему во второй раз, спросивши его о брате. «Где твой брат?» - спрашивает Каина Бог. Разве Бог не знал, что случилось? Конечно, знал. Почему спросил? Когда учитель спрашивает ученика, так это не потому, что учитель не знает ответа, а для того, чтобы проверить ход мыслей ученика, поправить, если нужно. Но Каин не понял, что Бог спросил с целью побудить его осознать свой поступок и покаяться. Каин понял этот вопрос буквально, то есть он подумал, что Бог спрашивает его потому, что Сам не знает, и поэтому решил хитро уклониться от ответа: «...разве я сторож брату моему?»
Хотя Каин никогда не служил Богу, он знал о Нём больше, чем любой сегодняшний грешник: ему наверняка много рассказывали о Боге родители, Адам и Ева, которые до своего грехопадения общались с Богом лицом к лицу. И в этом мы видим ещё одну проблему: сколько бы не рассказывали человеку о Боге, он не не может понять Его величие, Его природу до тех пор, пока сам не примет решения Ему служить. А иначе не пытался бы Каин обхитрить Бога, так как понимал бы, что этого сделать невозможно.
Желание обхитрить Бога есть у всех грешников, которые не отрицают существование Бога, но в то же время и служить Ему не хотят. Например, на Пасху люди в красивых корзинках несут в церковь паски, чтобы их там освятили. И некоторые умудряются в этой корзинке спрятать бутылку вина или водки, пологая, что если священник не заметит её и побрызгает на неё водой, то это пойло тожеосвятится. Да, мы читаем Библию и понимаем, что все эти народные обряды освящения паски не имеют никакого библейского основания и еда, на которую священник побрызгал водой, не может принести нам духовного благословения; не исполнения народных обрядов ожидает от нас Бог. Но многие верят, что Бог их благословит за формальное исполнение обряда, поэтому и несут на Пасху корзиночки с продуктами в церковь для освящения. И при этом некоторые пытаются хитрить, думая, что если в корзиночке, рядом с паской, они спрячут запрещённый продукт, в данном случае алкогольное пойло, которое отнимает не только здоровье, но и рассудок, то это пойло станет освящённым наряду с традиционной паской. Как видим, у современных грешников такая же природа, как и у Каина: они тоже имеют склонность думать, что Бога можно обхитрить. Также нужно отметить, что видимые проблемы у Каина начались после того, как Бог не принял его жертвы. Все люди делают ошибки, есть даже поговорка, что на ошибках учатся. У Каина были все шансы исправить своё хождение перед Богом, но он не захотел... В современном мире практически не осталось атеистов, все в той или иной степени признают существование Бога, все стараются Ему поклоняться в меру своего понимания, выполняя те или иные обряды. Но откуда взялись эти обряды? Угодны ли они Богу, или же Он ждёт от людей иного поклонения, - этими вопросами в современном мире не задаются. Не задавался этими вопросами и Каин, иначе нашёл бы правильный путь и не стал бы убийцей.
Как видим, Сам Бог говорил с Каином. Далее на страницах Библии мы читаем о том, что Бог говорил с пророками – людьми с особым духовным даром, которые преданно служили Богу и ходили путями Его. Есть в Старом Завете немало примеров того, как Бог обращался к грешникам, но не напрямую, а через пророков. В Библии подробно описано, как Бог давал народу Израильскому Свой закон на горе Синай. «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть». (Ис.20:18,19) Народ, который состоял из людей, сердце которых было далеко от Бога, боялся слышать голоса Божьего. Пути Каина тоже были далеки от путей Божьих, но несмотря на это, он имел привилегию говорить с Богом безбоязненно. Сегодня обильно проповедуется Евангелие, но каются единицы. Многие верующие возлагают вину за неудачи в деле проповеди Евангелия на проповедников, дескать, проповедники стали слабыми, и противопоставляют их Апостолу Петру, от проповеди которого каялись тысячи. (См. Деян. 2:41) С Каином же говорил не апостол и не пророк, а Сам Бог, но Каин не покаялся... Что дальше делает Каин? Он решает скрыться от Бога. «...и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле». (Быт.4:14) «И пошёл Каин от лица Господа и поселился в земле Нод на востоке от Едема». (Быт. 4:16) Но разве можно скрыться от Бога, Который вездесущ? Разве Бог не мог видеть Каина в месте его нового проживания? Конечно, мог, но Каин, очевидно, думал, что Бог его там не видел. Адам с Евой тоже после того, как сгрешили, пытались спрятаться от Бога, но у них это не получилось. (См. Быт. 3:11) Знал ли Каин о неудавшейся попытке своих родителей спрятаться от Бога? Скорее всего, знал, но как уже было отмечено, знать мало, нужно ещё понять, но способностью понимать природу Божью обладают лишь те, кто Ему служит, а Каин к такой категории людей не относился. Наоборот, такие люди склонны считать, что если хитрость не получилась у его предшественников, то у него обязательно получится, так как считают себя такие люди умнее и проворнее остальных. Не важно, где мы живём, – в Европе, Азии, Африке - Бог видит нас вне зависимости от места нашего пребывания. Но люди мира сего вслед за Каином продолжают думать, что не во всех местах Бог видит нас в одинаковой степени хорошо. Собственно говоря, они об этом даже не думают, но такая идея заложена у них где-то глубоко в подсознании, а иначе как объяснить, что в храме эти люди ведут себя благопристойно, а за пределами храма позволяют себе курить, пить, сквернословить, делать другие мерзости. Но если такой человек желает получить особое благословение от Бога, то отправляется в «святые» места, чтобы там помолиться, так как думает, что в «святых» местах Бог услышит его молитву лучше, чем в местном храме. Вопрос о месте поклонения поднят и в Новом Завете. Самарянка у колодца спросила Иисуса: «Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... ...Но настанет время , и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Бог ищет Себе». (Ин. 4:20-23) Другими словами, Бог видит нас, мы не можем скрыться от Него, поменяв наше местонахождения. И Бог хочет, чтобы мы поклонялись Ему на том всяком месте.
К сожалению, некоторые верующие впадают в другую крайность. Они рассуждают: Если Бог видит и слышит нас всюду, то для чего тогда ходить в дом молитвы, если можно и дома Библию почитать. Для рассуждающих так скажу, что мы ходим в дом молитвы не потому, что дом молитвы освящает, а для того, чтобы поклониться Богу совместно с другими верующими. Иисус сказал: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». (Мф. 18:20) В другом месте сказано: «Не забывайте также благотворительности и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». (Ев. 13:16) Другими словами, если мы считаем себя верующими, но нас не тянет к общению с другими верующими, к совместному прославлению Бога, значит с нашим пониманием духовных истин что-то не в порядке.
Имя «Каин» давно стало нарицательным с ярко выраженной негативной окраской, потому что братоубийц презирают все. Но к убийству его привело неправильное понимание Бога. Но и в современном мире, как мы выяснили, люди, которые не служат Богу, имеют точно такие же заблуждения о своём Создателе, что были и у Каина. Почему одни и те же заблуждения приводят одних на самое дно, в то время как другие остаются уважаемыми людьми до конца дней? Я не знаю ответа на этот вопрос, но лишь хочу сказать, что Бог будет судить людей за подобные заблуждения вне зависимости от того, привели эти заблуждения человека к очевидной деградации или нет. Вот почему Бог судит человека за грех; нет разницы, то ли это большой грех, то ли маленький, то ли привёл грех человека к полной деградации, то ли не успел. Но сегодня ещё есть время у живущих честно проанализировать себя в свете Писания, покаяться в заблуждениях и недостойных поступках, к которым эти заблуждения привели, чтобы обрести жизнь вечную.
Леонид Каночкин, 2 ноября 2012