Ненайденный путь
- Details
- Published: Saturday, 03 November 2012 12:32
В Библии читаем: «...тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Мф.7:14) Эта статья о человеке, который искал, но так и не нашёл этот единственный узкий путь.
Весной 2011 года на просторах Интернета я встретился со своим бывшим преподавателем русской литературы В. С, у которого в далёком 1994 году писал курсовую по Достоевскому. Так как говоря о Достоевском, невозможно не коснуться Библии, был у нас разговор и на эту тему. В. С. слушал меня тогда с интересом, и, как оказалось сам хорошо знал Библию, правда, не как Слово Божье, а как литературное произведение.
И вот спустя много лет мы встретились в Интернете. Я послал ему ссылки на свои статьи евангельского содержания и, к моему удивлению, он с интересом прочитал многие из моих статей и оставил под ними свои комментарии. Затем В. С. Прислал мне писльмо, в котором описал свои религиозные искания. Вот текст этого письма:
Мой подарок ко дню твоего рождения. Рассказ о том, как меня крестили.
Итак, ты верующий. Расскажу я и произошедшем со мною месяц тому назад событии.
…На старости лет я решил покреститься. Выполнить перед смертью общечеловеческие обряды и присоединиться к людскому большинству. Кроме того, в последнее время не дает покоя гениальное «Бога нет, но он существует» академика Амосова.
Захожу в ближайшую церковь узнать, что нужно для процедуры крещения.
- А в какую именно веру вы желаете креститься?
- Как в какую? В христианскую.
- Ещё раз спрашиваю, в какую именно «христианскую»?
- А что, есть разница?
- Знаете что, не морочьте мне голову, выберете сначала себе веру, а потом приходите.
Стал разбираться и выяснил, что на на Западной Украине сосуществуют, оказывается, московско-православная, украинско-православная, автокефальная и греко-католическая церкви. Сдуру испросил совета у двух-трех, вроде надежных знакомых. «Тут такое поднялось, не сказать словами!» По телефону, по мобиле, Интернету меня стали осаждать и на пороге возникать какие-то «Тризубы», греко-католики, православные, иеговисты и т. д. – и каждый начинал с предостережений (а то и угроз) не ошибиться. Никак не мог предположить, что между конфессиями царит такая свара за каждого крещающегося.
Вцепилась в меня и моя бывшая студентка, ныне ревностная христианка. Встретился с нею, был покорен желанием приобщить меня к той церкви, к которой сама принадлежит. В назначенное время запасся полотенцем, сменой белья и явился по указанному адресу. Облик церкви меня смутил. Она оказалась размещенной в одном из корпусов разорившегося и распроданного по частям завода «Кинескоп» и является единственным филиалом единственного на весь Львов православного храма. Моими крестными отцом-матерью согласились стать упомянутая студентка и симпатичнейший пономарь. В присутствии оных разоблачаюсь до плавок, трижды погружаюсь (с головою!) в купель, благословлен и миропомазан.
На этом обряд не завершился. Было велено явиться на следующий день для причастия и исповеди. Являюсь. Идет богослужение. Священник занят. Выхожу на улицу – и теряю сознание! В жизни не страдал никакими обмороками, а тут – на тебе.
Прихожу в себя. Через меня, влачащегося и залитого кровью равнодушно переступают прихожане. Наконец, кто-то из них нагибается и спрашивает: «Вам плохо? Может, «Скорую» вызвать?»
Короче, я не просто потерял сознание, а падая, в полный рост, не сгибаясь, расплющил лицо и череп об гранитный бордюр цветочной клумбы.
Появляется «Скорая». Везут в больницу. Там, на рентгенах-томографах прощупывают мою несчастную голову и умозаключают, что кровоизлияния в мозг, слава Богу, не произошло, а есть лишь его сотрясение. Зашивают порванную кожу, забинтовывают-залепливают башку пластырями-бинтами, и в таком виде я появляюсь дома, едва ли не вызвав таковое же потрясение мозга у супруги.
Но процедура-то крещения не завершена! Остаются еще два ритуала: причастие и исповедь. Звонит бывшая студентка: «Если вам добраться до церкви никак невозможно, гора согласна придти к Магомету.» То есть начавший крещение батюшка готов завершить его дома. Соглашаюсь. Через некоторое время к дому подъезжает иномарка, батюшка входит в дом, достает из складок ризы навороченную мобилу и сообщает кому-то неизвестно кому, что он на месте. Затем, нимало не озаботясь моим внешним видом, причащает меня, исповедует – все, я воцерковлен, я полновесно крещен в единственно правильную православную веру!
Но и это еще не конец. Наутро раздается стук (не звонок, а именно стук) в дверь, и на пороге возникает еще один, незнакомый священник с братиной елея. Довольно бесцеремонно отстраняет меня в сторону и начинает кропить помещение.
- Что вы делаете?
- Потому что вы согрешили. Пусть хотя бы этот дом останется под патронатом истинной церкви.
…Вот чего мне стоила и во что вылилась моя религиозная затея.
И что ты по этому всему скажешь?
Твой В. С.
И Вот мой ответ:
Здравствуйте, уважаемый В. С.
Спасибо за рассказ о Вашем крещении. Я воспитывался в духе атеизма, Бога начал искать только после того, как вернулся из армии, и мне понятны Ваши вопросы. Столько разных конфессий вокруг, как человеку с атеистическим прошлым выбрать правильную? Лет двадцать назад мне объяснили примерно так: «Все христианские конфессии признают авторитет Библии, а значит свою жизнь должны строить на её основе. Пойди и посмотри, как у православных, как у католиков и сравни увиденное с тем, что написано в Библии». Я в своё время так и сделал и пришёл к выводу, что ближе всего к первоисточнику – у евангельских христиан.
Когда Вы выбирали конфессию, в которой принять крещение, Вам каждый предлагал свою, советовал не ошибиться, дескать, за ошибку всю вечность придётся гореть в аду. Но раз в Библии написано, что нужно принять крещение, значит нужно в Библии и искать ответ на вопрос: каким именно должно быть крещение. Если Вы читали Новый Завет, то, безусловно, заметили конфликт между двумя идеями: одна идея называется «законничество и фарисейство», а другая – учение Христа. Понятия «законничество» и «фарисейство» укрепилось в народном сознании как что-то отрицательное, но что это такое? Это – формальное соблюдение религиозных традиций, правил, обрядов, многие из которых у славян, да и не только у славян, либо ничего общего не имеет с Библией вообще, либо перекручены до неузнаваемости. И люди верят, что, если они будут соблюдать все эти правила, то спасутся. Иисус Христос однозначно осудил такое следование обрядам, такое понимание спасения, назвал это «фарисейством» и «законничеством». Библия учит, что спасение человек может обрести только через веру. Первое, что человек должен иметь, - это веру в то, что Иисус умер за наши грехи и в третий день воскрес. Если человек в это верит, можно идти дальше. Второй шаг – покаяние. Слово «покаяние» происходит от греческого слова со значением разворот на 180 градусов. Другими словами, не просто усилием воли отвернуться от грехов, но они должны ему опротиветь. Истинное покаяние ничего не имеет общего с традиционной исповедью, на которой люди рассказывают попу свои грехи, а после исповеди идут и делают то же самое без всяких угрызений совести. После истинного покаяния у человека появляется сила жить по-новому. Мы верим, что человек сам по себе покаяться не может, но покаяние даёт Бог, то есть если человек не верит в Христа, Его смерть и воскресение, то и покаяться он не сможет. И только после этого нужно принимать крещение. Погружение в воду символизирует смерть для старой жизни, а подъём из воды – воскресение для новой жизни, на евангельских принципах. Я ни разу не пожелел, что в 1992 году принял решение жить по евангельским принципам. Тема «покаяния» поднята в моих статьях: «В чём каяться порядочному человеку?» и «Сколько стоит посещение дома молитвы?
Эта же тема поднята в статье «Незамеченный факт из жизни Пушкина», к которой Вы оставили свой комментарий.
Приближается Пасха. В прошлом году я написал статью для журнала бумажного христианского журнала на Пасхальную тему «Крест Христов как проявление Божественной мудрости».
В этой статье я попытался объяснить, почему Бог требует от нас верить в воскресение Христа. Все упомянутые статьи можно найти на сайте foru точка ru в списке моих произведений.
Итак, в какой церкви принимать крещение? Я принял крещение в церкви Христиан веры евангельской, но крещение не спасает и не приносит никакой пользы, если не подкреплено личной верой и плод покаяния отсутствует.
Поздравляю вас с наступающей Пасхой и желаю найти спасение. Христос Воскрес! Воистину Воскрес!
На этом наш диалог на тему веры прервался. На это письмо ответа я не получил, хотя мы и продолжили общаться на другие темы. Несколько месяцев спустя, летом 2011 года, В. С. Выложил этот рассказ в своём блоге. Как и следовало ожидать, мир воспринял данное изложение как забавную самокритику автора.. «Гм... А Вы чего ожидали? Благодати в душе и ангельского пения?» - иронично вопрошает один из комментаторов данного блога. Я тоже написал свой комментарий: «В.С., Вы немного слукавили. С этим произведением я познакомился ещё три месяца назад - вы прислали его мне в личку. И я дал Вам обстоятельный ответ на все Ваши вопросы. И вот теперь, три месяца спустя, Вы выкладываете этот рассказ в Сеть, как будто и не получили ответов на свои терзания». С.В., правда , сразу же удалил мой комментарий из своего блога.
Летом 2012 года я был в гостях в своём родном городе, заходил в гости к своему бывшему преподавателю. Приятно пообщались, но наше общение так и не перешло на тему веры. У человека не было желания говорить об этом, хотя на момент нашей встречи он уже был неизлечимо болен. Через полтора месяца после нашей встречи его не стало. Узкий путь спасения он так и не нашёл, хотя и искал...
Трагедия этого человека отображает трагедию всего нашего общества. Ведь атеистов в нашем обществе практически не осталось, все ищут путь спасения. Все выполняют какие-то обряды в церкви на Рождество , Пасху и другие религиозные праздники. Но при всём этом общество деградирует всё больше и больше, что красноречиво свидетельствует о том, что узкий путь спасения большинством так и не найден... Но меньшинство этот путь всё-таки находит, поэтому призываю тебя, мой читатель, искать так, чтобы найти...
Леонид Каночкин, 23 октября 2012.