Уроки смерти
- Details
- Published: Wednesday, 20 June 2012 13:08
Иисус Христос всю Свою жизнь знал о том, что Ему предстоит смерть на кресте! На всю Его жизнь крест бросал свою кровавую тень, вся жизнь была в каком-то смысле ожиданием исполнения смертной казни. Как бы мы чувствовали себя, зная о том, какая смерть нас ожидает???
Радостная весть о воскресении, неразрывно связана с темой смерти. Смерть – неприятная тема, и мы относимся к ней равнодушно, пока она не коснётся нас или наших близких! Мудрый Соломон сказал в своих притчах: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу».
С таким утверждением соглашается и современный писатель А. Лаврин в предисловии к своей книге «1001 смерть». «Три великих тайны есть в нас: рождение, любовь и смерть… Я поставил себе целью узнать о смерти всё. Мне хотелось понять её… Смерть волнует всех и всегда. Я занялся темой смерти и выяснил, что эта тема намного жизненнее, чем представляется большинству людей… У смерти можно научиться многому: достоинству, чести, бесстрашию, глубине миропонимания, отрицанию сиюминутных ценностей! В итоге, приходишь к выводу, что смерть помогает жить! Принять это не так просто, но уж если примешь, жить становится так же легко, как и до рождения». «У смерти можно научиться многому». Странные слова, не правда ли? Но я вполне согласна с автором!
Сегодня мы с вами вернёмся к событиям, которые предшествовали празднику Пасхи, и посмотрим, чему можно поучиться у такой темы, как смерть?
Смертная казнь… Думаю, вряд ли кто-то из нас, встретив такой заголовок в газете, равнодушно перевернёт страницу: обязательно пробежит глазами по строкам, чтобы узнать, о ком или о чём идёт речь? Вокруг смертной казни ведутся бесконечные споры. В прошлые века большинство людей считало смертную казнь совершенно справедливым способом защиты общества от определённых видов преступлений. Вот, например, взгляд философов. Кант видел в смертной казни не просто справедливое, но в ряде случаев, наилучшее наказание, особенно для убийц. Гегель также был её сторонником. Вольтер, напротив, выступал за отказ от смертной казни!
Сегодня мы не будем касаться доводов «за» и «против», но поговорим о смертной казни одного человека…
Давайте перенесёмся мысленно в тот день, когда смертный приговор подписали невиновному! В истории смертной казни были такие случаи, когда казнили людей невинных. Эти жертвы судебной ошибки понесли наказание за чужое преступление! Иисус Христос так же был приговорён к смертной казни и казнён за чужие преступления! Он не нарушал закон, более того, Он никогда не согрешил в своей жизни ни делом, ни словом, ни мыслью! Так почему же Ему был вынесен этот приговор?
«Жизнь приходится считать минутами, она коротка. Сейчас пишу эту записку и боюсь, что вот-вот растворятся двери, и … Как скверно я чувствую себя в этой зловещей тишине! Каждый шорох заставляет тревожно биться моё сердце… В коридоре послышались шаги… И я бегу к дверям… Нет, снова напрасная тревога, это шаги надзирателя… Страшная мёртвая тишина давит меня… Мне душно… Моя голова налита, как свинцом, и бессильно падает на подушку… А записку всё-таки окончить надо! О чём я хотел писать тебе? Да, о жизни! Не правда ли, смешно говорить о ней, когда тут, рядом с тобой, смерть! Да, она не далеко от меня. Я чувствую на себе её холодное дыхание, её страшный призрак неотступно стоит в моих глазах…Встанешь утром и, как ребёнок, радуешься тому, что ты ещё жив, что ещё целый день предстоит наслаждаться жизнью! Но зато ночь! Сколько она приносит мучений – трудно передать… Сейчас около двух часов ночи. Можно заснуть и быть спокойным: за мной уже сегодня не придут…»
Это – свидетельство приговорённого к смертной казни. Собрал эти записи писатель Владимир Короленко, чтобы показать, какую моральную муку переживают приговорённые к смерти! А вот ещё одна записка…
«Я давно не писал вам. Всё фантазировал, но не мог ничего сообразить своим больным мозгом. Я в настоящее время нахожусь в полном неведении, и это страшно мучает меня. Я приговорён вот уже два месяца, и вот всё не вешают. Зачем берегут меня? Может быть, издеваются надо мной? Может быть хотят, чтобы я мучился каждую ночь в ожидании смерти? Да, я не нахожу слова, я не в силах передать на бумаге, как я мучаюсь ночами…! Что-нибудь скорей бы!»
Чем больше человек ждёт смертной казни, тем тяжелее это испытание сказывается на его психике. Спокойное ожидание смерти является исключением из правила. Таких приговорённых – единицы. Большинство же идущих на казнь находятся в шоке, трансе, в истерике…
Иисус Христос всю Свою сознательную жизнь знал о том, что Ему предстоит смерть на кресте. На всю Его жизнь крест бросал свою кровавую тень, вся жизнь была в каком-то смысле ожиданием исполнения смертной казни. Как бы мы чувствовали себя, зная о том, какая смерть нас ожидает? Думаю, наши переживания были бы похожи на свидетельства смертников, которые мы прочли.
Некоторые религиозные направления утверждают, что Иисус пребывал на земле не в человеческом теле… Он был Богом, Духом – но не Человеком. Ему были чужды проблемы людей, физическая боль, переживания… Так ли это? Ведь то, что Иисус был истинным Человеком, доказывает факт, что Ему тоже трудно было идти на сознательную смерть…, зная, какие муки и унижения Ему предстоит вынести. Но Иисус знал, что для этого Он пришёл в мир! Вот последняя неделя Его жизни… Дыхание смерти уже витает в воздухе… Последняя вечеря с учениками… Последний раз он идёт в Гефсиманский сад… Последняя молитва… Иисус знает, что со смертью Его разделяет всего несколько часов… Моральное напряжение достигает предела во время молитвы… «И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: «Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия;
Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: «Отче мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя». И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово». Матф. 26:39-44.
Оставим на время Иисуса в саду наедине с Отцом… Признаемся себе: а ведь на Его месте должны быть вы и я. Пусть мы не совершали преступлений, заслуживающих смертной казни, но ведь мы обманывали, завидовали, клеветали, воровали, изменяли своим супругам, губили себя алкоголем и наркотиками… Это те поступки, за которые по Божьему закону следует смертная казнь: «Возмездие за грех – смерть». Это приговор Божий, который не подлежит пересмотру и замене пожизненным заключением!
В судебном законодательстве некоторых стран есть параграф: «Замена казнимого на другого человека». В Китае в конце 15 века существовала практика, когда богатые люди, пойманные на преступлении, за деньги выставляли вместо себя на казнь нанятых ими бедняков. Но что толку было этим беднякам от больших денег? Они-то не могли уже воспользоваться ими.
Подобная замена казнимого на другого была в случае с Иисусом Христом. Сын Божий за меня и за вас пошёл на смертную казнь!!! Пошёл не из-за денег, не из-за выгоды! Какая выгода у смерти? Иисус Христос пошёл на казнь из-за ЛЮБВИ!!!
Вы скажете: но истории известна смерть из-за любви. Например, в Индии был обычай, когда вдовы восходили на погребальный костёр, чтобы и в смерти быть со своими мужьями. Вполне возможно, что некоторые жёны шли на добровольное сожжение, искренне любя своих мужей. Но такая смерть не была смертью искупления! Просто вместо одной случались две смерти.
Иисус был безгрешным, и потому Его добровольная смерть за всех, я подчёркиваю, за всех людей, была принята Богом как искупительная жертва и удовлетворила Божье правосудие!!! Иисус казнён, чтобы теперь вы и я были свободны от наказания за преступление перед Божьим законом, но с одним условием: мы должны признать искупительную жертву Божьего Сына; понять разумом и сердцем: это – за меня, за мой обман, кражу, злобу, за мои грехи! Это помогает понять следующий пример…
Однажды человек из любопытства бродил по старинному кладбищу. Читал эпитафии, высчитывал даты жизни… Возле одной заброшенной могилы он увидел пожилого мужчину. Они разговорились, и незнакомец рассказал следующее…
«Когда началась война, у меня уже была большая семья. И тут мне пришла повестка. Жена, дети – в слёзы… Я сам сильно расстроился… Узнали соседи, погоревали вместе с нами, а я начал собирать вещмешок. Вечером ко мне зашёл друг моей юности. Он посмотрел на плачущую жену, малых детей и сказал: «Знаешь, Миша, я пойду за тебя! У меня никого нет, а у тебя вон их сколько… Что они будут делать без тебя?» Я отговаривал его, но он был твёрд! Наконец, я согласился и со слезами благодарил его. Уже в конце войны мы получили на друга похоронку. И вот я разыскал его могилу через столько лет! Я положу здесь мраморную плиту со словами: «Он умер за меня».
Человек, за которого друг пошёл на смерть, был ему очень благодарен! Не кажется ли вам, что мы проявляем вопиющую неблагодарность к Иисусу Христу, когда не принимаем Его смерть за нас? А нам всего лишь надо осознать, что мы грешны, стать на колени и попросить прощения у Богочеловека, казнённого за нас!..
Желаю вам… прочувствовать, осознать, что смертная казнь, которая совершилась около 2000 лет назад, имеет непосредственное отношение и к вам! Скажите Иисусу Христу за это хотя бы простое спасибо!!!
Ольга Шевелева, редактор Харьковской студии Трансмирового Радио.