Радость как плод духа
- Details
- Published: Thursday, 10 May 2012 07:05
Апостол Павел в Послании к Галатам перечисляет плоды духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». (Гал. 5:22) Каждый из девяти плодов важен для верующего человека, но так как нет возможности в одной проповеди детально разобрать все девять плодов, я сконцентрирую внимание на втором плоде, которым является радость. Итак, что же такое радость, которой должна быть наполнена жизнь каждого христианина? Толковый словарь русского языка даёт следующее определение этого слова: чувство удовольствия, ощущение большого душевного удовольствия; то, что (или тот, кто) даёт удовольствие, даёт счастье.
Люди мира сего, стремясь заполнить душевную пустоту, ищут радость в удовольствиях, вот почему индустрия развлечений – это многомиллиардный бизнес. Но чем глубже погружается человек в развлечения и плотские удовольствия – тем сильнее чувство депрессии, безысходности, поэтому самоубийства в современном обществе приобрели характер эпидемии. Давая характеристику последнему времени, Христос сказал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объеданием и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно». (Лук. 21:34) Пьянство, как видим, является одной из проблем последнего времени. Словарь омонимов, то есть словарь, который приводит слова противоположные по значению, даёт следующие омонимы слова «радость»: мучение, грусть, тоска. А ведь пьют не столько из-за того, что традиция такая, сколько для того, чтобы заглушить грусть, тоску, чувство вины, депрессию... Другими словами, в жизни людей мало настоящей радости, но зато много того, что является полной противоположностью этому понятию, что и порождает пьянство.
Итак, что же такое радость, которую люди мира сего так отчаянно ищут и не находят, но которой должна изобиловать жизнь верующего человека? Истинная радость – это радость в Господе. «...буду радоваться о спасении Твоём», - говорит Давид. (Пс. 9:15) Накануне Своих страданий, на Тайной вечере, Иисус много говорил Своим ученикам о радости. При этом подчеркнул, что радости будет предшествовать печаль. «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачите и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». (Ин. 16:20-22) В жизни апостолов эти слова Христа сбылись в точности. Они все были исполнены печали и даже страха, когда Иисус умер и был похоронен. Но на смену печали пришла радость, когда Христос воскрес. И сегодня радость по поводу воскресения Иисуса доступна всем людям, но только этой радости должна предшествовать печаль по поводу своих грехов и осознание той боли, которую Иисус претерпел за нас. И только после этого может придти осознание истины и глубокое покаяние, после которого приходит ощущение радости спасения. Помните обращение ефиоплянина, вельможи Кандалакии. Он принял крещение, после чего «...продолжал путь, радуясь». (Деян. 8:39)
Радость как плод духа имеет свои отличительные свойства. Во-первых, этой радости никто не может отнять. «...Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». (Ин.16:22) И ещё раз подчеркну, что источником этой постоянно пребывающей радости является встреча с воскресшим Христом: «...Я увижу вас опять». (Ин. 16:22) Во-вторых, эта радость совершенная, о чём Иисус на Тайной вечере упомянул несколько раз. «Сие сказал я вам, да радость моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». (Ин.15:11) Этими словами Иисус подытожил Свой рассказ о виноградной лозе, суть которого заключается в том, что для того чтобы приносить плод, верующие должны пребывать в Нём. Далее Иисус, говорит ученикам, что теперь они сами могут просить у Отца во Имя Его: «...просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна». (Ин 16:24) Другими словами, молитвенное общение верующих с Небесным Отцом и получение реальных ответов на молитву является тем фактором, который делает радость совершенной.
Радость, которая является плодом духа, никто не может отнять, но её можно самому потерять из-за поверхностного восприятия евангельских истин. После первоначальной радости, которую испытывает человек после обращения к Богу и покаяния, обязательно приходят и испытания, которые являются прямым следствием обретённой веры и изменения жизненных ориентиров. Бог допускает проблемы или гонения на том или ином этапе жизненного пути каждого верующего человека, чтобы испытать веру. К сожалению, на эти испытания реагируют по-разному. Обратимся к притче «О сеятеле». Иисус сказал: «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда наступает скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется». (Мф.13:20, 21) Эти люди, как видим, принимают спасение с радостью, но не могут его удержать, в результате чего теряют спасение, а вместе с ним – и радость. «А упадшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении». «Терпение» - вот ключевое слово в этом стихе. И апостолы оставили нам яркий пример того, как сохранять радость спасения и среди гонений. В Деяниях читаем, как апостолов побили в синедрионе за проповедь Евангелия. И вот какой была их реакция: «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие». (Деян. 5:41)
Радость нужно беречь, как, впрочем, нужно беречь и все остальные духовные богатства, ибо их легко потерять, - стоит лишь допустить грех в свою жизнь. И эту потерю радости испытал на себе Давид. Мы все знаем, как он согрешил, после чего каялся: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня». (Пс.50:13,14) Другими словами, Давид потерял радость в результате своего необдуманного поступка. Но нужно особо отметить, что Давид умел правильно покаяться. Он понимал, что в результате своего падения он мог потерять всё: власть, богатство, - но он не просил Бога сохранить ему эти земные блага. Но он просил Его очистить сердце от греха, не забирать Духа Святого и вернуть радость спасения. Этим Давид и отличается от Саула, который тоже в свою время согрешил, но вместо того чтобы сотворить достойный плод покаяния и очистить своё сердце, он лишь заботился о том, как сохранить свою власть и политические позиции. А ведь Саул тоже пережил в своей жизни немало Божьих благословений, но, видно, не ценил этим, в отличие от Давида, поэтому и не раскаялся. Вот и результат: Бог отверг Саула, но не отнял милости от Давида. И эти две библейские истории – история Саула и история Давида – хороший повод для каждого христианина задуматься: что мы ценим больше – радость спасения и другие духовные богатства, которые нам дал Господь, или преходящие материальные блага?
Размышление о вечном спасении, дарованное нам Иисусом, безусловно, является основным источником радости для верующего человека. Но нужно отметить, что у верующего человека может и должен быть ещё один источник радости – повседневная жизнь в Господе: праведная жизнь приносит радость. Обратимся к Писанию: «Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев». (Прит. 12:20) Верующий человек должен нести окружающим мир, а не раздор, и выполнение этой миссии также является источником радости. «Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!» (Прит. 15:23) Библия уделяет много внимания нашим устам, подробно объясняя, что должно и что не должно выходить из уст наших. В Послании Иакова язык сравнивается с огнём, который зажигает много вещества (см. Ик.3:5) и образно говорится, что он (язык) воспаляется от гиены. (См. Ик. 3:6) В подтверждение правдивости этих слов, каждый сам может привести много примеров из жизненных ситуаций, когда необдуманные слова становились причиной больших проблем и даже трагедий. Но Иаков говорит: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело». (Ик.3:2). А Соломон, как было процитировано выше, отмечает, что умение контролировать свой язык может быть источником радости. Читаем Книгу Притчей далее: «Радость человеку – благотворительность его...» (Прит.19:22) Благотворительность является, пожалуй, основной чертой возрождённого христианина. Говоря о суде, Иисус сказал, что одних Он поставит по правую сторону, а других – по левую. (См. Мф. 25:33 - 46) И те, что по правую сторону, пойдут в жизнь вечную, а те, кто по левую – в огонь неугасимый. И основным критерием на этом суде будет: сколько человек проявил (или не проявил) милосердия к ближнему своему.
«Соблюдение правосудия – радость для праведника и страх для делающих зло». (Прит.21:15) Создаётся впечатление, что в современном мире делающие зло потеряли всякий страх, а правосудие давно стало архаическим понятием. Но даже если где-то, кому-то удаётся добиться справедливости в современном мире, то такая победа остаётся незамеченной для людей мира сего: вопросы правосудия им просто безразличны. Но для богобоязненного человека торжество справедливости является источником радости.
По большому счёту, всё то, что радует Бога, является источником радости и для верующего человека. Иисус сказал: «Сказываю вам, что так не небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». (Лук.15:7) Небо радуется, когда грешник оставляет свой прежний образ жизни и встаёт на узкий путь спасения. Радуются и верующие люди каждой новой спасённой душе, - вот почему особенно запоминаются именно те собрания, в которых звучит не только проповедь, но и свидетельства спасённых людей.
У неверующих людей тоже есть свои радости, но эти радости кратковременны, потому что неверующие люди равнодушны к истинному источнику радости. А что является источником радости для тебя, читатель?
Леонид Каночкин,
8 мая 2012 года