Прощаются тебе грехи твои
- Details
- Published: Sunday, 17 January 2010 20:19
На страницах Евангелия мы два раза читаем сказанные Христом слова: "Прощаются тебе грехи твои." В первый раз Христос сказал это расслабленному человеку, которого принесли к Нему четыре друга. Во второй раз эти слова были сказаны в доме Симона женщине, которая обливала слезами ноги Спасителя, мазала их миром и обтирала своими волосами.
Но это вовсе не означает, что только этим двум людям простил Христос их грехи или что только к ним относятся эти слова Господа. Конечно же, нет! Но в Евангелии записаны только эти два случая, когда Иисус сказал именно эти слова: "Прощаются тебе грехи твои."
В основу этой беседы я хотел бы взять первый из двух случаев, когда Христос сказал: "Прощаются тебе грехи твои." Это было сказано расслабленному, которого Принесли к Господу на постели. Иисус сказал: "Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои."
Три евангелиста - Матфей, Марк и Лука рассказывают нам об исцелении этого расслабленного. Рассмотрев, что говорят все три автора, мы сможем иметь полную, всесторонне освещенную картину происшедшего.
"И вот, принесли к Нему (т.е. ко Христу) расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: "прощаются тебе грехи" или сказать: "встань и ходи"? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному:
встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видя это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам" (Матф. 9:2-8).
Многое сказано в этом чудном рассказе, но истина, которая особенно ярко проявляется в нем - это факт прощения грехов. Истина эта - наиважнейшая, потому что, в конечном счете, главной и основной темой Евангелия является как раз прощение грехов! Именно этим отличается учение Христа от всех остальных религий, учений и философских течений!
В чем состоит сущность Евангелия, о чем говорит эта чудная весть? Благая Весть Евангелия заверяет, что человек может получить полное и абсолютное прощение грехов. Сущность Божьей вести к человеку состоит в том, что он может получить полное и абсолютное прощение всех своих грехов. Конечно, Евангелие Христово имеет целый ряд других значений и ценностей, но основное учение христианства - это именно прощение грехов. Без прощения грехов человек не имеет ни доступа к Богу, ни общения с Ним. Поэтому, прощение грехов - это самая великая благодать Божия, это первостепенная и главная нужда каждого человека. Вот почему псалмопевец Давид говорит: "Блажен... тот, которому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты, блажен человек, которому Господь не вменит греха" (Пс. 31:1-2).
Итак, с Божьей помощью, мы рассмотрим слова Христа, обращенные к расслабленному. "Дерзай, чадо" - это первое, что сказал Христос больному. О, сколько сказано этими двумя словами! "Дерзай, чадо!" Иначе говоря: "Дитя мое, тебе нечего бояться! Мужайся!" А затем Христос говорит: "Прощаются тебе грехи твои".
Чтобы понять эти слова Спасителя, в первую очередь нам следует отметить, кем был этот человек, к которому Христос обращает Свои слова. Это был совершенно беспомощный, парализованный человек, инвалид, которого должны были носить на носилках его друзья. Он, возможно, не мог даже говорить. Мы ни слова не слышим от него до того, пока Иисус не исцелил его.
Согласно всем признакам, можно предположить, что это был совершенно неподвижный, беспомощный, искалеченный живой труп. Бедный человек, он не мог собственными силами даже подползти к Спасителю! Все, что он мог делать - это лежать неподвижно на своей постели, на которой принесли его к Иисусу.
Какой яркий прообраз грешника! Именно в таком состоянии находится не прощеный человек: "вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ног до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и не обвязанные и несмягченные елеем" (Ис. 1:5-6). Таким рисует грешника Слово Божье. Он бессилен делать добро по той причине, что он мертв во грехах своих. По природе он - чадо гнева, живет по обычаю мира сего и по воле князя мира сего.
Таким видит Бог каждого человека, не познавшего Христа, т.е. в полном омертвении. Так что, фактически, Евангелие проповедуется мертвецам! Наша задача состоит вовсе не в том, чтобы побуждать спящих грешников к добродетели. Отнюдь нет! Наше дело состоит в том, чтобы указать грешнику, что сам он не может сделать ничего, чтобы заслужить спасение. Спасающая сила не в человеке, а в Боге. Он один может спасать! Скажите, как может мертвый сам себя воскресить? Никак!
Но есть одно-единственное средство, к которому может прибегнуть грешник - он может верить! Вера же дается ему через слышание Слова Божия. Это все, чего требует Бог от грешника, ибо на большее грешник не способен. И притом, сама вера дается ему Богом! Так что тут ничем не похвалишься.
И вот, этот расслабленный человек не имел ничего, кроме веры. Вы заметили, что тут сказано: "И видя Иисус веру их"? Всего их было пять человек - сам больной и четверо товарищей, которые принесли его. Видя их веру, и особенно веру расслабленного, Христос сказал:
"Дерзай, чадо!" В чем же выразилась вера расслабленного? В том, что он пришел к Иисусу. Сам он не мог прийти, его должны были принести другие, и они сделали это по его желанию и с его согласия. Это была его молитва без слов, вопль без звука, вера без движения.
Обратите внимание на эту молитву без слов. Не было сказано ни слова, ни звука, но до чего выразительна, понятна, эффективна и совершенна эта мольба расслабленного! В ней выражена вся его нужда, вся беспомощность и в то же время надежда на милость Божью.
Такова была эта безмолвная молитва, этот молчаливый вопль, когда постель с полумертвым телом принесли к ногам Христа. И Христос, видя его веру, сказал: "Дерзай, чадо!"
Расслабленный не сказал ни слова. Ведь мертвые не говорят! Он только с верой взирал на Христа. Сердце его было полно страха, и в присутствии Господа он чувствовал всю гнусность своего греха, своего падшего состояния. Вся внутренность его трепетала В присутствии святого и чистого Христа. Да, он верил, но в то же время был преисполнен страха! И вот Спаситель говорит: "Дерзай, чадо!"
"Чадо!" Как нежно и ласково обращается Иисус к этому грешнику! Сердце Спасителя полно любви и сочувствия к этому беспомощному человеку, и Он говорит: "Дитя мое! Тебе нечего бояться! Ободрись, дерзай!"
Эти слова являются вступительными словами к Благой вести. "Не бойся! Дерзай! Долой страх! Человеку открыт путь к Создателю! Христос пришел, чтобы спасать грешников!"
Вспомним, когда впервые появился страх у человека? Впервые страх появился у Адама, когда он согрешил. Бог искал Адама, Он спрашивал: "Где ты, Адам?" И Адам отвечал: "Голос Твой я услышал в раю и убоялся!" Первое чувство страха и угрызения совести было прямым результатом греха. Каждый из нас знает, что такое страх. Страх вызван грехом. Поэтому вступительным словом к Благой вести является утешение: "Не бойся, человек, дерзай! Бог усмотрел умилостивление за грехи наши."
Быть может, расслабленный человек думал про себя:
"Ну что ж? Мне нечего бояться! Ведь я ни к чему не пригодный, никому не нужный, беспризорный, всеми покинутый человек!" И вот такой измученной душе Христос говорит: "Дитя Мое, дерзай! Тебе не нужно бояться!" Допустим, что Христос не сказал бы больше ничего, а только "Не бойся!" Но так мог сказать любой человек, не так ли? Люди, утешая друг друга, говорят:
"Не бойся!" Ну и что из этого? Надо сперва устранить причину страха, а потом сказать: "Не бойся!" А причиной страха расслабленного был грех. Поэтому без малейшей паузы, без промедления, Христос указывает расслабленному на причину, почему ему не надо бояться. Господь говорит: "Прощаются тебе грехи твои".
Но тут были некоторые люди - книжники, фарисеи, законники, которые говорили сами себе: "Кто это, Который богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме Бога?!" Действительно, в этом они были совершенно правы - только Бог может прощать грехи! Но их духовная слепота, их омраченные грехом сердца не давали им уразуметь, что среди них стоял Тот, Который имел власть прощать грехи, и что воистину Он был Богом! Они жили не верой, а видением. И чтобы показать им, что Он воистину имеет власть прощать грехи, Христос задал им очень простой вопрос: "Что легче сказать: "Прощаются тебе грехи твои", или сказать - "встань и ходи? И они ничего не ответили Господу."
Ясно, что легче сказать: "Прощаются тебе грехи твои." Сам акт прощения грехов не виден человеческому глазу. Это внутреннее, духовное переживание. Исцеление же тела видно всем. В сущности, Христос сказал им, что они правы, и что Один Бог может прощать грехи, к тому же только Бог может полностью исцелить человеческое тело.
И потому Христос говорит им: "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель Твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой."
Итак, в физическом исцелении расслабленного они увидели то, что могло быть только действием Божьим, ибо один Бог мог совершить такое чудо. Но то, что произошло в физической сфере, такое же преобразование произошло внутри человека, в его духовной сфере. Точно так, как моментально и совершенно человек был исцелен телесно, такое же исцеление получила искалеченная грехом душа его. На теле расслабленного не осталось ни малейшего признака болезни, паралича. А душа его, будучи прощенной Христом, теперь также стала здоровой, без греха, без пятна и порока.
Всем было ясно, какая полная перемена произошла в этом человеке от того, что совершил Господь над ним. То же самое происходит и с каждым прощенным грешником - полная и абсолютная перемена. Он перерождается в совершенно нового человека. Когда Христос говорит грешнику: "Прощаются тебе грехи твои", то это не постепенный процесс, но все грехи до единого, будь то малые или большие, старые или новые, тайные или явные - все грехи включены в прощение Христово - все! Слава и благодарение Господу!
Нам нет необходимости замаливать наши грехи и таким образом получать прощение постепенно, по ступеням. В прощении Христовом нет постепенного развития. Когда Бог прощает, то Он прощает целиком и полностью, все грехи! Поверьте, дорогие мои, что через десять лет я не стану более прощенным, чем сегодня, ибо мы не заслуживаем прощения, - мы получаем его даром и при этом дар этот абсолютно совершенен. От него ничего не отнимешь и к нему ничего не прибавишь. "Встань, возьми постель твою и иди в дом твой." И посмотрите! Расслабленный человек сворачивает свою постель и идет домой, славя Господа.
Один Бог имеет власть прощать грехи, и эту власть Он дал Своему Сыну, "чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи!"
Да, Сам Христос говорит: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы..." "О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов" (Деян. 10:43). И еще: "Итак, да будет известно вам, мужи братья, что ради Его возвещается прощение грехов."
Ни один человек не имеет власти прощать грехи. Господу Иисусу Христу дана эта власть, и потому Он говорит нам: "Идите, научите все народы... кто будет веровать и креститься, спасен будет."
Наша цель состоит не в том, чтобы читать лекции на религиозные темы. Наша задача состоит в том, чтобы проповедовать воскресение грешникам, мертвым по преступлениям и грехам их. Сам Господь велел нам делать это посредством Слова Божья, через Благую весть, которую Он дал нам. Мы хотим донести до вас Его Слово примирения с Богом. Эти слова исходят не от нас, но от Самого Бога. Это Его Слово, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого.
Поэтому, как говорит апостол Павел: "Мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим:
примиритесь с Богом" (2 Кор. 5:20).
Я повторяю - мы проповедуем это Слово примирения грешника с Богом, ибо в своем омертвении грешный человек ничего не может сделать для того, чтобы воскресить себя. Евангелие учит людей делать то, чего они сами не способны сделать. Христос сказал расслабленному: "Встань, возьми постель твою и иди в дом твой." Расслабленный человек не мог сам встать, он не мог ходить, но, тем не менее, Христос велит ему сделать это.
Вот в этом и заключается невероятная сила Евангелия, которая велит мертвым воскреснуть, грешникам покориться Слову и окаменевшим сердцам сделаться плотяными. И мы говорим: "Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься!" Так сказал Христос мертвому Лазарю, лежавшему в гробу: "Лазарь, тебе говорю, выйди!"
Вы можете сказать - ведь это абсурд! Если человек не может ничего изменить, то разве не безумие требовать от него чего-то? Нет, это вовсе не безумие, так как само проповеданное Слово дает силу исполнить это повеление. Вот почему апостол Павел говорит: "Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему..." Ничто не может сравниться по силе своей с Евангелием Христовым, ибо в нем Сила Божия!
Обратили ли вы внимание на тот факт, что Христос не прикоснулся к расслабленному человеку, не помог ему физически встать, не велел никому помочь ему встать. Он только сказал слово: "Тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой!" И человек встал и пошел, славя Господа!
Дорогой друг, Слово Евангелия обращено к тебе. Оно призывает тебя верить, несмотря на то, что ты мертв по преступлениям и грехам твоим. Ты говоришь:
"Я не понимаю этого!" Да, ты не можешь понять, пока не уверуешь. Но когда Господь войдет в твое сердце, и ты возродишься к новой жизни, тогда ты поймешь, что Слово Божие живо и действенно и способно воскрешать мертвых. Во имя Иисуса Христа, встань, возьми постель твою и иди! Слава Господу, что многие уже сделали это. Они встали и пошли за Христом и вошли в новую жизнь. Слово Христа было верой принято ими, и оно сделало грешников способными исполнить его. Они поверили и пошли, став прощенными и оправданными чадами Божьими.
Заметьте, что этот расслабленный, парализованный человек был моментально исцелен. Тот, кто только что лежал на постели и не мог двинуть даже мизинцем, теперь идет, неся свою постель! "Встань, возьми постель свою и иди" - и, во мгновение ока, его согрела божественная сила и тепло новой жизни проникло в тело его. Он почувствовал, как каждая часть его тела ожила - и он поднялся и пошел! Вот великое чудо Евангелия! Вот Божья сила Благой вести! Грешник слышит Слово, он видит свой грех и мгновенно очищается и стоит оправданным пред Богом, как будто он никогда не грешил. В этом и заключается истинность слов Спасителя, когда Он сказал: "Истинно, истинно говорю вам.: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут" (Иоан. 5:25).
Дорогой друг, Господь велит тебе: "Веруй и живи!" Веруй в Господа Иисуса Христа, взгляни на раны Его, на терновый венок и тогда ты познаешь, как велик Господь в Своей любви к тебе, грешнику. Сделай это сейчас, и тогда ты будешь помилован, очищен и воскрешен, и сможешь сказать:
"Когда крови Его струя
Проникла в сердце мне,
Ожила вновь душа моя
В небесной белизне!"
"Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли," - говорит Господь. Это - слова Христа, а мы - лишь глашатаи Слова Христова, которое живо и действенно и рождает веру в сердцах слушателей. Верь в Слово Христово - и тогда подобно тому, как израильтяне, ужаленные смертельным жалом змея, должны были лишь поднять свой взор и взглянуть на медного змея, и они моментально исцелялись, так и ты, мой друг, взгляни на распятого Спасителя, Который умер за тебя. "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную."
Христос сказал на кресте: "Совершилось!" И в тот момент полностью было совершено дело спасения человечества! Перестань надеяться на себя и искать что-то достойное в самом себе. Ты можешь лишь взирать и ожидать избавления от Господа Иисуса Христа. И сегодня Христос говорит тебе: "Дерзай, дитя мое! Прощаются тебе грехи твои!" Слово это обращено к тебе. Только веруй! Да благословит тебя Господь! Аминь.
Ярл Николаевич Пейсти