Обращение Иова
- Details
- Published: Wednesday, 28 November 2018 18:26
Вильгельм Андреевич Фетлер
«Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5,6)
Кто бы мог подумать, что Иов нуждается в обращении? Если в земле Уц был праведный человек, так это Иов. Священное Писание свидетельствует, что Бог особенно к нему благоволил. «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:1-8).
Но, несмотря на все это, Иов нуждался в обращении. Он сам этого не знал, точно так, как не знают в настоящее время многие высоконравственные и безупречные люди.
Иов должен был лишиться своей собственной праведности, но взамен он был оправдан Богом; он осознал свое ничтожество и несовершенство, но зато увидел славу Божью. В этом то и состоит истинное обращение человека: Бог должен занять главное место в его жизни; между тем как на престоле необращенного человека сидит его «я».
В вышеприведенном эпиграфе есть одно слово, на которое прежде всего желаю обратить ваше внимание: «раскаиваюсь». «Я, — говорит Иов, — отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Я беру это слово потому, что оно непосредственно связано с обращением. Обращение и спасение человека немыслимы без раскаяния или покаяния. Об этом в Новом Завете Иисус говорит: «...Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:3).
С покаяния началась Церковь Христова: «...Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).
Иов обратился потому, что покаялся. Обращение Иова наступило только после истинного раскаяния. Есть неискренние, ложные покаяния; фальшивая монета особенно часто появляется на духовном рынке, и мы попробуем отличить фальшивое покаяние от истинного. Это необходимо, чтобы в день Страшного Суда наша вера не оказалась поддельной и, вследствие этого, тщетной. Прошу поэтому как неверующих, так и верующих заинтересоваться этим вопросом.
Что значит покаяние?
Истинное покаяние не ограничивается простым чувством сожаления о предыдущей греховной жизни. Под словом «покаяние» Слово Божье подразумевает полный переворот в мыслях, в чувствах, во всей жизни.
«И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов 39:33-35). Покаяние Иова выразилось в полной перемене жизни. Недавно еще гордившийся своей непорочностью, теперь он говорит: «я ничтожен», раньше — столь щедрый на слова, теперь он полагает руку на уста свои; прежде у него было по два ответа на один вопрос, ныне же — «отвечать не буду».
Произошла ли такая перемена в твоей жизни? Изменились ли твои интересы, склонности, желания, намерения? Научился ли ты молчать о своей непорочности? Не из приличия, а потому, что ты, наконец, убедился, что вся твоя праведность, как запятнанная одежда? Оставил ли ты свои сокровища, которые моль и ржа истребляют, и воры подкапывают и крадут? (Мф. 6:19). Согласился ли ты, что никто, в том числе и ты, не можешь служить двум господам? (Мф. 6:24).
Если все это тебе чуждо, то ты чужд истинного покаяния, ты еще не обращен.
Как происходит истинное покаяние?
Грех имеет такую страшную власть над человеком, что никакими собственными усилиями человек не может освободиться от плена греха и неверия. Человек настолько испорчен, что он не только не может исправиться, но и не хочет! Это его нежелание начать новую жизнь, то есть его ожесточенная воля, является самой сильной крепостью. Никакие силы не могут сокрушить этого неверия, если человек сам того не захочет. И кто убедит человека в его греховности? Самые лучшие богословы и учителя не могут этого сделать.
Четыре друга Иова: Елифаз, Вил дад, Софар и Елиуй своими доводами не могли ни на минуту склонить Иова к раскаянию; ужаснейшие физические и духовные страдания не могли вызвать у Иова ни одного звука сознания своей вины. «Я прав, — продолжал он твердить,— пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» (Иов 31:6).
До тех пор, пока человек остается в таком состоянии, ему невозможно спастись. Не делами, а благодатью спасается грешник (Рим. 11:6). «...Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Но кто смирит гордость невозрожденного человека? Чтобы получить прощение, человек должен сознаться в своих грехах и оставить их, одним словом, раскаяться; но кто доведет его до этого шага? Ни в грешнике самом, ни в целом мире нет никого, кто мог бы это сделать.
Что же привело к раскаянию Иова?
Причина покаяния: «Увидеть Бога»
«Мои глаза видят Тебя; поэтому я... раскаиваюсь...»
Грешник должен встретить своего Создателя. Бог один может сделать из него «новую тварь» (Гал. 6:15). Каждое обращение неверующего начинается с этого. Всякий дальнейший поворот к добру и святости в жизни верующего есть продолжение встречи с Богом. Прежде чем блудный сын встретил своего отца у крыльца родного дома, он видел его глазами воспоминания в пустыне. Взор отцовской любви еще не угас в его сердце; раньше, чем сын сказал: «Встану, пойду!», тот взор сказал: «Приди!». И он встал и пошел (Лк. 15:20).
Нигде так ясно не видна Божья любовь, как при обращении грешника. Кажется, Бог должен любить только возрожденных, потому что они — Его дети; а грешник — Его враг и союзник сатаны. Здесь-то и проявляется вся любовь Божья! Тот, Кто учил любить врагов, не станет говорить одно, а делать другое. «Я дал вам пример...», — сказал Он (Мф. 5:44; Ин. 13:15). Он первый возлюбил нас, Своих врагов.
Бог обратил Иова любовью. Иов раньше слышал об этой любви слухом уха; теперь же его глаза увидели эту любовь. Один слух часто обманывает, особенно, если слышишь его от третьего лица; поэтому в моей пастырской деятельности я всегда люблю, чтобы овцы Христовы научились непосредственно и лично прислушиваться к голосу Доброго Пастыря — Ин. 10:27. Тогда овцы не заблудятся. Но еще лучше видеть и знать своего Бога. «Мои знают Меня...», — говорит Христос (Ин. 10:14). Иов в этом отношении имел отличный опыт. На одну секунду он увидел Бога, и для него это значило в тысячу раз больше, чем в течение семи дней и ночей смотреть на самых лучших и умных друзей. От одной краткой встречи с Богом Иов научился больше, чем если бы он целую вечность поучался у самых знаменитых мудрецов. Еще недавно он был готов вступить в прения с Господом, как равный с равным (так высокомерно думает о себе всякий не познавший Бога). Но когда Господь указал ему на Свои дела, когда он увидел могущество и величие Творца-Отца в природе, — одновременно чувствуя нежное прикосновение материнской руки Создателя, — он был сокрушен и сокрушен любовью. В таком крушении нет опасности, такое крушение ведет не к смерти, а к жизни!
Таков будет опыт каждого человека, к которому приблизится Бог и который готов выслушать Божьи доводы и принять Его любовь. Я специально подчеркиваю: приближение Бога к человеку, а не человека к Богу! Если бы Бог в Своей неизмеримой любви не стал Добрым Пастырем, ищущим заблудших овец человечества, мы никогда не нашли бы пути домой. Где бы нашел человек — прах земли — Создателя миров, если бы Бог захотел укрыться от него? Как же человеку найти Того, о Котором сказано: «Глас грома Твоего в круге небесном», «Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить» (Иов 36:32)?! Если ты обращен к Господу и радуешься спасению, то не приписывай себе, что ты нашел Христа. Знай, что это Он искал тебя, лично тебя, точно так, как Бог заботился о спасении одного Иова. Нам не измерить эту любовь, но мы можем прославить ее! Причина спасения всякого человека — Бог. «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4).
Только Бог и Бог Один может привести Свое создание, впавшее в грех, к сознанию греха и раскаянию; и Он это делает постоянно. «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице...» (Ис. 65:2-3). Чрез Слово Свое и через природу, через темные и светлые жизненные обстоятельства Господь стремится вразумлять непокорных людей. Влажен, кто услышит Его глас и послушается Его! Вдвое же несчастнее тот, кто отвергает Его. Во-первых, потому что он пал; а, во-вторых, потому что презрел Руку, желающую его поднять.
Но вот еще один взгляд на Божий план: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Нет человека в мире, которого Господь не хочет спасти. Он ищет тебя. Он видит тебя, хотя, может быть, ты не видишь Его. «...Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем...» (Деян. 17:27-28). Он любит тебя, и — о чудо всех чудес! — жаждет открыться и явить тебе Свое величие и любовь, если только ты обратишься к Нему с сердцем, готовым послушать.
Где можно видеть Бога? — В Его Слове! Нигде ищущему, страждущему, нуждающемуся сердцу так ясно не является Бог, как на страницах Священного Писания. Многие видели чуть ли не весь мир, но самого главного еще не познали. Кто познал Бога, тот познал все. Это познание наполняет его душу и делает его счастливым и богатым вовек. Иов познал Бога, и это познание сделало его новым человеком. «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя».
Апостол Павел и его друзья имели этот опыт: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу...» (2 Кор. 3:18). Но не забывайте, что Савл был некогда «хулитель, и гонитель, и обидчик», но он изменился, когда «...познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его» (Деян. 22:14).
И ты, читатель, не спеши опрометчиво осуждать и поносить Бога и христианство. Я часто видел, какие большие промахи делают люди, критикующие и осуждающие других, не зная сути дела. Это не только несправедливо, но и крайне невежественно. Человек, судящий другого понаслышке, — безумец. Многие, не разумея истины, делают роковую ошибку, отвергая Христа и Его искупление.
Недавно я подал по виду интеллигентному человеку, доктору, брошюрку: «Ад: достоверность его существования. Что это за место и как избежать его?» Человек, интеллигентность которого, очевидно, была наружная, посмотрел на брошюрку, потом разорвал на куски и бросил на дорогу, воскликнув: «Первый раз встречаю человека, который верит в ад!» Но почему, хотелось бы спросить, эти люди не верят? Почему ими отвергается богодухновенность Библии и божественность Христа? Убедились ли они сами, что все это выдумка и удалось ли им доказать это другим? Ибо, если христианство не истинно, тогда отвергающие его должны обладать истиной. Но истина должна быть доказана логично и последовательно не только в теории, но и на практике, в жизни. Исследуйте, неверующие люди, сначала Писание, а потом рассуждайте о том, что вы знаете по изучению и опыту, а не по простому капризу.
Какие результаты дает такое честное и добросовестное искание истины, показывает следующий пример. В городе N ко мне после лекции пришел студент и сказал, что не верит во Христа как Сына Божьего.
— Я читал Геккеля, и Ренана, и Штрауса и убедился, что Христос был идеальный человек, и только.
— Позвольте, мой милый, — сказал я, — но старались ли вы добросовестно найти, что говорит сама Библия о Христе? Вы все время пили яд, не имея в себе противоядия: немудрено, что вы больше не можете верить! Вы читали критику Библии, не зная самой Библии. Какой бы вышел вздор, если бы вы так поступили с каким-нибудь другим предметом? Если бы, не изучив и не зная сути алгебры, вы на основании сочинения какого-то поверхностного намеренного врага этой науки стали бы ее критиковать и сказали бы: «Я не верю в алгебру!»? Скажите, какой человек не почтет вас за сумасшедшего или за намеренного наглеца? Всякий истинно образованный человек должен иметь достаточно скромности не говорить о том, чего он лично не изучал.
Студент видел логичность моих доводов и сознался, что, хотя в школе и занимался Законом Божьим, но никогда серьезно не изучал христианства и не знал Христа. Он, однако, обещал начать. Я советовал ему начать хотя бы с Евангелия Иоанна, обдумать каждый стих и делать заметки. Несколько времени спустя, я получил от него письмо, где, между прочим, насколько я помню, он писал: «Я поступил по вашему совету и нашел, что все эти господа Ренаны и Геккели говорят то, чего сами не знают; Тот, о Котором Евангелие говорит, не Кто иной, как Сын Божий и Бог!»
Таков будет результат каждого добросовестного исследования Евангелия. «Ищите, и найдете», — поощрял Сам Спаситель (Мф. 7:7). К сожалению, этот совет так часто порицается высокомерными, склонными ко греху людьми!
Мне, как стоящему за идеальное и истинное исповедание Христа, постоянно приходится встречаться с этими людьми, узкими, близорукими, несправедливыми, любящими себя более, чем Бога и Святое Евангелие. Мы прощаем тем из них, которых глаза еще никогда не были открыты: они, как слепорожденные, не различают черное и белое, не знают разницы между солнцем и свечкой; обличаем же тех, которые утверждают, что они видят, что они верующие — «неужели и мы слепы?» (Ин. 9:40), но которых глаза полны тьмы, ненависти и зависти. «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна; а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2:9-11).
Вот почему «Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9:41). Поэтому и я преклоняю колена пред Господом и прошу, чтобы обращение ваше, дорогие читатели, было истинно, как обращение Иова. Он прозрел и увидел. Верить в Бога — значит любить Его всем сердцем и ближнего своего, как самого себя. Вера Иова не осталась мертвой.
Пред познанием Бога десять раз Иов боролся со своими «друзьями» и в «возвышенных речах» (Иов 27:7) старался доказать «свою» правоту; но после встречи с Господом, — Иов молился о них (Иов 42:10).
Таково пусть будет и наше обращение. Видеть Бога и иметь общение с Ним, значит — ходить во свете. Ходить же во свете значит — любить. Иов увидел Бога и начал любить братьев: Елифаза, Вилдада и Софара.
А кто твой брат? Нельзя молиться о том, кого не любишь.
Вестник истины №1, 1987 год