Фергана

     Город Фергана был основан в 1876 году. Инициатором создания города был русский генерал «покоритель Туркестана» — Скобелев Михаил Дмитриевич. Сначала были построены: штаб войск, полицейское управление, почта, резиденция губернатора, городской парк, Мариинское училище, женская гимназия, мужская гимназия, больница, аптека, театр, магазины, тюрьма, грензавод... 2 Марта 1876 года военным губернатором был назначен генерал-майор Михаил Дмитриевич Скобелев. В городе было много болот, поэтому свирепствовала малярийная лихорадка. Сначала город был назван — Новый Маргилан, затем переименован в г. Скобелево, а уже с 1924 года утвердилось название г. Фергана. Поначалу не было ни водопровода, ни канализации. До  1909 года не было дорог с твёрдым покрытием. Город располагался в стороне от железной дороги и поэтому мало развивался. Заметный рост начался в ХХ веке, в основном после Второй Великой Отечественной войны.
     В 1930 году был построен Ферганский Педагогический институт. Позже были построены нефтеперерабатывающий завод, завод азотных удобрений, Искусственных кож, завод химволокна, фурановых соединений, завод «газоаппарат», Механический завод... Действовали крупные монтажные организации: СМУ-9, Трест № 8. Пущены троллейбусные линии.
     После событий 1989-1990 годов начался отток русско-язычного населения. Сейчас Фергана уже не является тем крупным индустриальным центром, каким была до 1985 года. Многие заводы остановились. За последние года построены: гостиница, теннисный корт, перестроен городской рынок, и парковая зона. Остался один кинозал, закрыты детские спортивные школы и спортклубы.
     Население очень разнообразно: узбеки, русские, татары, киргизы, таджики, украинцы, азербайджанцы, армяне, евреи,: корейцы, немцы...
     В настоящее время в Фергане работает Нефтеперерабатывающий завод, завод азотных удобрений, суперфосфатный завод.
     Однако, учебных заведений очень много.
     Высшие учебные заведения: Ферганский  Государственный Университет, политехнический институт. Ферганский филиал Ташкентской Медицинской академии, и Ферганский филиал ташкентского университета информационных технологий.
     Коллежди: Киргилинский политехнический колледж,
     Ферганский агропромышленный колледж,
     Ферганкий коллежд искусств,  
     Ферганский медицинский колледж.
     Ферганский нефтегазовый профессиональный колледж,
     Ферганский связной колледж.
     Ферганский машиностроительный колледж.   
     Ферганский колледж рабочих бытового обслуживания,
     Ферганский колледж компьютерной технологии,
     Ферганский колледж инвалидов
     Ферганский налоговый колледж...
            Достопримечательности:
     Ферганский областной краеведческий музей,
     Старая крепость,
     Областной театр /бывший дом губернатора/,
     Дом офицеров /бывшая мужская гимназия/,
     Ферганская тюрьма /бывшая офицерская конюшня/,
     Ферганская соборная мечеть «Жоме-Масжид».
     Памятник Аль-Фергани.

Памятник Эль- Фергани

Евангельские христиане баптисты в Фергане

Воспоминание Василия Антоновича Якимцева о Фергане:

     «В 1933 году на Украине был великий голод. И поэтому наша семья переехала в Кемерово. Кроме меня в семье было 4 брата и 2 сестры. Сёстры были старше меня, а братья — один — старше, а двое — младше... В настоящее время остались только я и сестра Римма Антоновна. Остальные все уже в вечности...
     Папа мой — Якимцев Антон Исакович — был благовестником по Сибирскому краю. Он часто был в разъездах и брал меня с собой. Мне было в то время всего 4 года. Папа мой говорил очень хорошие проповеди и всегда говорил со слезами. Плакали все в церкви... Многие каялись. Я тогда ещё не понимал, почему они плачут?.. Помню, многие громко молились... В то время наша община насчитывала около 200 членов. Как раз в это время в Сибири тоже начался голод... Однажды во время одной поездки в 1935 году папа прислал телеграмму, чтобы мы ехали в город Фергану, так как в Кемерово тоже стало жить очень трудно. Мы с мамой переехали в Фергану.  Вскоре приехал туда и папа. В Фергане действительно жизнь была как в раю... Белый круглый хлеб, виноград, абрикосы, персики, арбузы... Цены были очень маленькие, и мы могли жить на одну папину зарплату. Папа работал в больнице, привозил продукты на ишаке. Получал 90 рублей в месяц. И нам этих денег хватало.  В 1936 году я пошёл в первый класс, а в 1937 году мы переехали на новую квартиру. Папа купил домик за 1000 рублей, сделал ремонт... Дом был близко от собрания. Теперь я уже понимал смысл проповедей. Пресвитером был Малеев Иван Александрович.
     В сентябре 1937 года в 2 часа ночи  к нам в дом постучали... И вошли чужие люди... Они громко разговаривали и мы все проснулись. Начали делать обыск. Забрали всю литературу... Остались одни гусли... Папа мог бы убежать через крышу в сенцах. Но на такое предложение мамы — папа отказался. Папа попросил разрешения помолиться, и мы помолились всей семьёй. В эту ночь забрали ещё 16 или 17 братьев. Молитвенный дом закрыли... Так мы остались без папы. Вначале шесть месяцев нам помогали... Приходил брат или сестра и давали нам 20 или 30 рублей... Иногда кто-нибудь передавал сухие лепёшки. Мама пошла на работу. Старшая сестра тоже устроилась на работу. В это время было много приезжих... Мы перегородили наш дом на 2 кухни и 2 комнаты и стали их сдавать, а сами жили в сарайчике... Сюда стали приезжать и верующие... Так одно время у нас на квартире жила семья Лобкова Владимира Георгиевича, а сам он был в заключении.  В это время я опух от голода. Врач сказала, если опухоль дойдёт до уровня сердца, то я умру... Соседка принесла трёхлитровый баллон куриного бульона. Я стал пить его и опухоль стала проходить... Я выздоровел в течение месяца. Потом началась война. Жить стало ещё труднее. Мы с мамой стали ходить в колхоз жать пшеницу. Председатель колхоза разрешал нам ночью немного намолоть пшеницы и принести домой. Это был уже 1943 год... Вскоре папа вернулся с тюрьмы. Он был такой худой, что такого худого человека я никогда в жизни не видел... На третий день его решила искупать жена старшего брата. У них была большая деревянная бочка. Она поливала на него горячую воду, а он говорил ей: «лей, лей...». Ему хотелось, чтобы вода была погорячей... А сердце не выдержало … и он умер в этот день... Брат похоронил его на узбекском кладбище. После войны это кладбище снесли, и мы не могли даже знать, где находится его могила.
     В 1947 году мы вместе с Яковом Григорьевичем Скорняковым покаялись и вскоре приняли крещение..  В 1948 году стали проповедовать и руководить молодёжью. В 1950 году я ушёл в армию и возвратился в 1953 году. Яков Григорьевич вскоре переехал в г. Джамбул.
     Юность! Это было незабываемое время! Мы имели замечательные общения с такими братьями, как Пётр Иванович Чекмарёв, Юрий Сергеевич Грачёв, Николай Петрович Храпов... Эти братья были для нас примером, и мы вспоминаем  их с трепетом... Они действительно могли сказать: «течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец жизни, который даст мне Господь...»  Брат Лобков Владимир Георгиевич взял меня к себе на работу учеником токаря.  Я освоил эту специальность и работал токарем всю свою жизнь — с 1947 и по1995 годы.  В настоящее время я проживаю в Америке. Время моего отшествия приближается. И я молю Господа, чтобы и мне течение совершить, веру сохранить и получить венец жизни вечной».

Выступление Мальцевой Ангелины Владимировны на встрече Ферганцев в 2004 году  в г. Сакраменто

     «В 1935 году в г. Фергане была небольшая церковь. Верующие имели свой молитвенный дом. Пресвитером был Малеев Иван Александрович. В 1937 году его и других братьев арестовали и осудили на разные сроки. Малееву Ивану Александровичу дали 10 лет, а Скорнякову Антону Исаковичу 7 лет. Молитвенный дом закрыли. Но верующие продолжали собираться по домам. В 1937 году в Фергану приехал  Филипп Григорьевич  Патковский. В эти же годы приехали Игнат и Алексей Прокопьевич Литвиновы, Бабицкие...
     В 1939 году приехала в Фергану и наша семья — дядя Гоша — Георгий Семёнович Огородников и наша мама — Лобкова Прасковья Семёновна. В нашей семье было двое детей — я и мой старший брат Вениамин. Мне было 4 года, а моему брату — 6 лет. На собрания ходили только взрослые. Нас — детей — не брали, так как собирались тайно по домам. В те беспокойные годы верующие искали более спокойные места и многие ехали в Среднюю Азию. Там было тепло и с весны до глубокой осени было обилие овощей и фруктов... И людям легче было прожить и сохранить свои семьи.
     В период с 1941 по 1943 годы в Фергану приехали братья — Масляков Константин Алексеевич, Чекмарёв Пётр Иванович / Он был сослан в среднюю Азию / и другие братья.
     В 1942 году умерла наша бабушка - Анисья Огородникова.  Это была искренняя христианка. На похороны собрались те немногие христиане, которые жили в то время в Фергане. Похоронили её  уже за чертой кладбища — за забором, так как в черте кладбища мест уже не было.
     В 1943 году вернулся из заключения брат Антон Исакович Якимцев. Он был больной и очень худой и слабый... На третий день  после возвращения из заключения он отошёл в вечность.  В этом же году один брат, живший по ул. Навойи предоставил свой дом для проведения молитвенных собраний. Многие остывшие верующие стали посещать собрания, родители стали приводить на собрания своих детей... Так мы с братом впервые стали посещать собрания. Родители стали приводить своизх детей в собрания.  Вскоре в этом доме уже на стало хватать места для всех желающих славить Господа. Летом 1946 года верующие стали собираться у брата Дубинина по улице 1-го Мая во дворе под виноградником. Во дворе стояло много скамеек и всем хватало мест, чтобы сидеть. Пресвитером церкви был Масляков Константин Алексеевич, а Пётр Иванович Чекмарёв был учителем церкви. В этом же 1946 году обоих служителей — и Маслякова Константина Алексеевича и Чекмарёва Петра Ивановича  - посадили в Ферганскую тюрьму на 2 года. Их уважали и любили  в тюрьме и давали лёгкую работу.  Иногда они работали на ремонте стен ограждении  и верующие пользовались этой возможностью посетить их со стороны — спеть им несколько гимнов.
     Пресвитером в это время был Тимофеев Порфирий Иванович. Число верующих быстро возрастало и была необходимость приобрести молитвенный дом. Господь благословил и был куплен дом по улице Крупской — в этом месте и сейчас проходят служения зарегистрированной церкви Евангельских христиан баптистов в г. Фергане.
     В 1946 году вернулся из заключения мой папа — Лобков Владимир Георгиевич.
     В 1948 году на постоянное место жительства приехал в Фергану Зинченко  Иосиф Терентьевич. Его избрали пресвитером церкви.

Ферганская церковь 1940 год

     В 1948 году Фергану посетил Грачёв Юрий Сергеевич. На день его рождения в доме Петра Ивановича собралась молодёжь. Юрий Сергеевич пригласил также моих папу и маму, как своих друзей юности. Молодёжь попросила моего  папу рассказать, как он встретился с мамой  и как они  узнали волю Божию. Папа рассказал, что познакомился с мамой через переписку. Она помогла ему найти его родную сестру, с которой он потерял связь. Мама писала очень хорошие, ободряющие письма и она ему очень понравилась как искренняя христианка. Ему было уже 30 лет, он долго молился Богу о подруге жизни, которая могла бы разделить с ним все тяготы  и радости его жизни, и Господь расположил его сердце к Маме. На его предложение мама дала согласие. Их сочетал пресвитер маминой церкви на квартире одного брата в Мариинске, где сидел папа. Начальник тюрьмы дал папе разрешение выходить за пределы тюрьмы ежедневно после работы. Поэтому он мог прийти на своё бракосочетание как настоящий жених. На их бракосочетании было всего 4 человека — папа, мама, пресвитер и брат — хозяин дома, где их сочитывали... Никто не спел им ни одного гимна, хотя они оба были хористами.  Пётр Иванович предложил, чтобы молодёжь спела им  все свадебные гимны. Так через 16 лет было навёрстано то, что они не смогли иметь в день бракосочетания.


День рождения Юрия Сергеевича Грачёва

     Молодёжи в это время было очень много, и она была очень ревностной. Было много покаяний. В эти годы покаялись Яков Григорьевич Скорняков и Василий Антонович Якимцев. Они были руководителями молодёжи. Молодёжь регулярно собиралась после вечернего воскресного собрания. Молодые братья проповедовали, разбирали Слово Божие, пели, рассказывали стихи. Летом 1950 года покаялся мой брат Вениамин. Мне было в то время почти 15 лет, но меня тоже приглашали на молодёжные собрания, и я радовалась вместе с ними.
     Осенью 1950 года моего папу снова арестовали и посадили  в подвале Ферганского МВД. В то время опять арестовывали всех, кто был судим в 1937 году по 58 статье. Просидел папа там полгода и его сослали на пожизненную ссылку в город Кустанай в Северный Казахстан.
     В 1950 году в Фергану приехала семья Куприяна Николаевича Мальцева. В это время в церкви Ферганской было уже более 200 членов церкви.


Ферганская церковь

     В 1958 году в ферганской церкви произошло разделение из-за инструктивного письма. Из церкви вышла большая группа членов церкви под руководством Чекмарёва Петра Ивановича. В этой же группе были такие братья как Назарцев, Литвиновы Игнат и Алексей, Мальцев Куприян Николаевич... Собрания этой группы проходили во  дворе у Алексея Прокопьевича Литвинова. Пресвитером был Назарцев. Ему помогали Алексей Прокопьевичс и Мальцев Александр Куприянович. 19 июня 1960 года была наша свадьба с Сашей Мальцевым. Сочитывал нас пресвитер Назарцев.  В регистрированной церкви на ул. Крупской пресвитером стал Гончаров  Николай Михайлович.
     В конце 1960 года власти сильно стали притеснять отделённую группу и пообещали снести и дом и палатку,  в которой собирались верующие. Братья, посоветовавшись, решили прекратить собрания, чтобы не пострадала семья Алексея Прокопьевича Литвинова, потому что это была многодетная семья. Итак,  церковь была брошена на произвол судьбы...
     Утром было объявлено, что вечером будет последнее собрание, а потом кто сможет, пусть собираются по домам группами, кто хочет, может пойти в регистрированное собрание...
     Последнее собрание!!! Сколько слёз было пролито!!! Сколько скорби и сожаления, что  мы больше уже не будем иметь таких благословенных собраний!!!
     После этого рассыпались кто куда... Сначала молодёжь и некоторые братья и сёстры проводили воскресные дни в общении где-нибудь на лоне природы... По понедельникам собирались с немцами в посёлке Киргили, собирались по домам... Многие вернулись в регистрированную церковь.  Мы с Сашей тоже, устав без регулярного общения, решили  вернуться в регистрированную церковь и так были там до 1973 года. В это время была уже большая отделённая церковь. Было много членов из приехавших с других мест братьев и сестёр, которые собирались на Беш-Боле у тёти Кати Бурцевой. И вот с 1973 года и по отъезду в Америку в 1995 году мы были в этой церкви. Саша нёс служение сначала регента, потом старшего регента, потом его рукоположили на пресвитера. Старшим же пресвитером был сначала Мухин Александр Семёнович, а потом Лангин Пётр Иванович. Начиная с 1994 года, много верующих выехало как беженцы в Америку. Мы выехали в 1995 году всей семьёй. Нас здесь встретили Ферганцы... Теперь ферганцы есть во многих штатах Америки. В разных церквах. И вот в 2004 году 4 сентября была встреча ферганцев в здании 1 Славянской церкви г. Сакраменто, а потом общение продолжилось на лоне природы в одном из парков Сакраменто, где принимали пищу в простоте и веселии сердца.

 
                      Свадьба Ерёменко

Visit www.betroll.co.uk the best bookies