Вечеря Господня

ВВЕДЕНИЕ

Вечеря Господня, или хлебопреломление, как называют это замечательное установление Самого Господа Иисуса Христа, является неотъемлемой частью служения новозаветных церквей.
Жизнь Церкви Христовой немыслима без периодического воспоминания страданий Господних.
На кресте наш Господь положил основание спасения всего человечества, так что истинный христианин, осознавший свою беспомощность в деле спасения, а, следовательно, и нужду в личном Спасителе, с огромным вниманием и сердечным благоговением относится к подвигу, страданий Господа на голгофском кресте.
Наше сердце расплавляется в любви, когда мы размышляем о том, как дорого мы достались нашему Небесному Жениху! Нас, бывших некогда отчужденными и врагами, расположенных к злым делам, Христос ценой Своей жизни примирил с Богом, чтобы представить святыми и непорочными и неповинными пред Собой (Кол. 1, 21-22).
В тот знаменательный вечер перед Своими страданиями Иисус в последний раз собрал любимых учеников и пожелал передать им нечто важное. Он поступил с ними, как отец, отлучающийся на время от семьи и дающий последние наставления, касающиеся самого главного и важного, чем наполнено отцовское сердце, и просит: "Дети, не забудьте то, о чем я говорил вам". Иисус не раз намекал ученикам, что придет время, когда Он их оставит и "возвратится в Свое место" до времени, а потом опять придет к ним (Ос. 5, 15; Иоан. 14, 1-4; 12, 32-36). Но они плохо усваивали Его слова (Лук. 18, 34).
Апостол Павел, принявший от Самого Господа повеление в отношении вечери, напомнил позже слова Христа: "Сие творите в Мое воспоминание". Иисусу было очень дорого, чтобы ученики не забыли Его крестный подвиг, Его ломимое Тело и пролитую Кровь. Он дал им заповедь, чтобы посредством простых видимых знаков они вспоминали это самое важное событие всех веков. Если нашему Господу так дорого было, чтобы в веках не осталась в забвении Его невинная Кровь, пролитая за грехи человечества, то можем ли мы, искупленные этой Кровью, относиться безразлично к заповеди о воспоминании этого великого подвига? Конечно, нет. Каждый истинный христианин относится к вечере Господней не просто, как к обряду. Он стремится понять ее духовный смысл.

ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ПАСХА

Впервые на страницах Священного Писания о Пасхе упоминается в 12-й главе книги Исход, где описывается знаменательное для Израиля событие - его выход из Египта. Об этом Господь сказал еще Аврааму: "Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого они буду в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом" (Быт. 15, 13-14).
Господь увидел страдание народа Своего в Египте, услышал вопль его от приставников. Он знал скорбь израильтян и возжелал избавить их от руки поработителей и вывести их из чужой земли. Для этого Иегова послал раба Своего Моисея, чтобы он явил силу Божью перед фараоном, которая сломила его сопротивление. Мышцей крепкой вывел Бог сынов израилевых из рабства. Все казни, которые Бог навел на фараона и царство его, не могли убедить грозного монарха отпустить народ Божий, потому что сердце его было ожесточено. Только последняя казнь - смерть всех первенцев египетских - потрясла престол самоуверенного правителя. Именно после этих событий Господь сделал поразительное различие между египтянами и израильтянами (Исх. 11, 7). Господь повелел Моисею и Аарону "Скажите всему обществу Израильтян в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство... Это Пасха Господня" (Исх. 12: 3, 11). Пасха означает: "спасение", "избавление", "пощада". Бог пощадил всех первенцев израильтян, и они были избавлены от смерти только потому, что за них была принесена жертва - заклан беспорочный, невинный пасхальный агнец, над которым был приведен в исполнение приговор Божьего суда.
Израиль был привилегированным народом, его не коснулась ни одна из казней, разразившихся над Египтом. Бог, в силу обетовании данных Аврааму, Исааку и Иакову, состоял в особых отношениях со Своим избранным народом. Он предусмотрел для него заместительную жертву и только на ее основании избавил израильтян, явив им благодать и милость.
Израильтяне могли быть спокойны за жизнь своих первенцев только в том случае, если выполнят повеление Господа в отношении пасхального агнца, который служил основанием их мира. Кровь на обоих косяках и перекладине дверей обеспечивала Израилю мир: "...увижу кровь, и пройду мимо вас..." (Исх. 12, 13).
Ни один израильтянин, наверное, не рискнул бы ослушаться этого повеления. Никто из них, по-видимому, не сомневался в истинности слова, сказанного Богом, иначе они представили бы Его лживым.
Пасхальный агнец для израильтян был также центром единения. Находясь под защитой крови и получив полный покой в своем сердце, каждая израильская семья принималась за трапезу. Все общество сынов Израилевых, собравшись вокруг пасхального агнца, питались и наслаждались им.
Израиль праздновал Пасху трижды: в Египте, в пустыне (Числ. 9 гл.) и в обетованной земле (И. Нав. 5, 10-11). Празднование в Египте означало, что кровь пасхального агнца является избавлением, пощадой первенцев, то есть защитой от смерти. В пустыне - кровь агнца была защитой от врагов. В обетованной земле Пасха была торжественным гимном спасенных, достигших цели.
Для христианина Кровь Иисуса Христа имеет такое же значение. Она является избавлением от Божьего суда и вечной смерти; защитой от нападений дьявола в дни странствования через греховный мир (Откр. 12, 11) и является песней хвалы, начатой спасенными еще на земле (Матф. 26, 28-30). Этот гимн не умолкнет и в небе (Откр. 5, 9). Ветхозаветная Пасха является точным прообразом новозаветной вечери! Это удивительнейшая гармония!
Один из величайших отцов церкви, Августин, в своем выдающемся труде "Царство Божие" сказал, что "старый завет является отображением нового. Ибо старый завет - не что иное, как сокрытие нового, а новый завет - не что иное как раскрытие старого".
Сколько поучений мы получаем через рассматривание "теней будущих благ" (Евр. 10, 1), которые Дух Святой запечатлел на страницах Ветхого Завета! Не напоминает ли нам ветхозаветная Пасха вечерю Господню? Не является ли Кровь Господа Иисуса Христа нашей защитой от вечной смерти и погибели? Не она ли является залогом и основанием спасения мира? Не внесена ли Кровь Христа в небесное святилище и не видит ли ее постоянно Отец Небесный? И не она ли удовлетворила все требования Божьи, являясь нашей защитой от всех притязаний дьявола? Не Кровь ли Христа обеспечивает нам свободный доступ во Святое Святых? О, восторгу нашей души нет предела!
Церковь, собираясь на вечерю и рассуждая о Теле Господнем, находит мир с Богом и духовно питается Христом только благодаря Его пролитой Крови и ломимому Телу, прообразом которых служит вино и хлеб. Таков глубокий духовный смысл этих простых видимых, установленных Самим Христом, знаков. Благодарение Богу за крестный подвиг Сына Его!

ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Зная наперед весь ход человеческой истории: падение, отступление и возмущение человека против Создателя, Бог, прежде нежели сотворил небо и землю, в великой любви Своей Сам же предусмотрел совершеннейшую жертву - этот единственно возможный выход из бедственного положения, в какое попали грешники. Взор Божий во все века был сосредоточен на Его Единородном Сыне. Единственную надежду для падшего человека Бог видел в жертве этого Пасхального Агнца, Которого мир должен был принять в точно назначенное Богом время.
Мир замер в ожидании. И вот наступил памятный и торжественный момент, когда Иоанн Креститель, указав на Иисуса, сказал: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан. 1, 29). Взять на Себя всемирный грех - значит пострадать и пролить Свою пречистую Кровь. Христос действительно уподобился агнцу: "как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих" (Ис. 53, 7).
Голгофа - это кульминация всех Божьих свершений. Когда там умирал Сын Божий, внимание Отца Небесного, внимание Ангелов (1 Петр. 1, 12), а также живущих всех веков, всех поколений было устремлено на единственного Спасителя грешников,- даже весь ад тогда пришел в движение. Но именно смертью Иисуса Христа Бог нанес окончательный удар дьяволу и разрушил его дела (1 Иоан. 3, 8; Евр. 2, 14).
Начиная от Моисея и до последних пророков - все предсказали день Иисуса Христа (1 Петр. 1, 10-12).
Авраам рад был увидеть день Христа, "и увидел и возрадовался" (Иоанн. 8, 56).
В книге Бытие предсказана победа Христа над дьяволом (3, 15).
В книге Исход говорится о пасхальном агнце (12 гл.).
В книге Левит описана жертва за грех, как прообраз жертвы Иисуса Христа (16 гл.).
В книге Числа Валаам пророчествует о Христе, как о восходящей звезде (24, 17).
Во Второзаконии приведены пророческие слова Моисея о Христе: "Пророка из среды тебя... воздвигнет... Господь, Бог твой,- Его слушайте" (18, 15).
В книге Руфь запечатлена часть родословной Иисуса Христа (4, 13-22).
Пророк Исайя в своей книге повествует о рождении Иисуса Христа (7, 14; 9, 6) и с величайшей точностью описывает Его страдания (53 гл.).
Пророк Михей указывает место рождения Владыки Израиля, Которого происхождение изначала, от дней вечных (5, 2).
Пророку Даниилу Бог открыл время рождения Христа Владыки (9, 24-25).
Давид в Псалме 15-м радуется воскресению Иисуса Христа.

ХРИСТОС - ПАСХА НАША

Подобно тому, как для Израиля пасхальный агнец был приготовлен для спасения от египетского рабства и избавления от господства фараона, так и Иисус Христос, как Агнец Божий, является для уверовавших в Господа и Его голгофскую жертву, для принявших Его в свое сердце - избавлением от рабства греха и господства сатаны. Над уверовавшими дьявол потерял власть и право. Отныне право на такую душу имеет Тот, Кто положил за нее Свою жизнь и заплатил весь долг грешника и освободил его. Уверовавшая душа сознает: "...Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5", 7).
Для христианина Кровь Христа является основанием мира и покоя души. Эта Кровь внесена в небесное святилище (Евр. 9, 11-12) пред лицо Самого Бога Отца и Он видит ее постоянно. Кровь Христа является вернейшим и достаточным залогом искупления и спасения грешников. Она дает Богу полное право исторгать бедные и жалкие души из оков и сетей дьявола: "Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное" (Кол. 1, 19-20).
Но покой души основан еще и на обетованиях Божьих. Кровь и обетования - две непреложные вещи, которые гарантируют ищущей душе покой и мир.
Итак, спасение грешников, во-первых, совершено исключительно Христом. Ни один из живущих не в состоянии привнести в это святое дело что-то свое. Все находится в руках Божьих: Бог сказал, Бог сделал! Он, и только Он, принял на Себя весь грех погибшего человечества. Он восхотел его спасти. Грешнику остается только с верой протянуть руки к Богу и принять великий дар спасения - такое послушание Бог ожидает от нас.
Читая об исходе Израиля из Египта, мы посчитали бы безумным того израильтянина, который в ту ночь отверг бы повеление Божье о пасхальном агнце и не остался бы на всю ночь в своем доме. О таком человеке мы сказали бы, что он просто искушает Бога, представляя Его лживым, и бездумно рискует жизнью, когда есть полная возможность спастись. Так поступают сегодня те люди, которые не принимают за святыню Кровь Завета и отвергают искупительную жертву Иисуса Христа.
Во-вторых, Христос является центром единения: Господь на Голгофе приготовил "для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин" (Ис. 25, 6).
Трапеза приготовлена, Бог приглашает всех к участию в ней: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Матф. 11, 28). Дело - в желании человека принять участие в этой трапезе спасения. Христианин принимает ее с неизреченной радостью и прославляет Господа.
Вся жизнь последователей Христа является празднованием Пасхи. Но без "закваски". "Закваска" - символ греха. Грех и празднование Пасхи - несовместимые вещи. "Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины" (1 Кор. 5, 8). Вокруг этого Божественного Агнца собирается вся Церковь. Он является центром всех интересов верующих. О Нем они размышляют, Его прославляют, Им питаются, в Нем возрастают. Для них Христос - жизнь. Христианин дорожит общением со Христом. Церковь не имеет другого центра, кроме Христа, не имеет другого авторитета, кроме Иисуса. У нее нет другого Господина и повелителя, кроме Небесного Учителя. Он для Церкви - все во всем!

ТЕЛО И КРОВЬ ХРИСТА

Христос, входя в мир, сказал: "Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне" (Евр. 10, 5). В 39 Псалме слов, "тело уготовал Мне" нет, но многократные заявления Христа: "Я... пришел в мир..." или "Я сошел с небес..." (Иоан. 12,46; 6, 38), дают повод автору послания Евреям отнести эти слова Самому Христу. Предвечный Бог Духом Святым уготовал тело Сыну Своему! Когда пришла полнота времени, Сын Божий, Творец неба и земли, уподобился человеку, родился беспомощным младенцем в вифлеемских яслях. Развиваясь физически и духовно, Младенец возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудростью, и благодать Божья была на Нем (Лук. 2, 40). Чудо из чудес! Сколько нападок претерпела эта великая истина Священного Писания от всевозможных критиков Библии, в том числе и модернистов.
Поскольку это чудо Божье не вкладывается в ограниченный человеческий разум и не вмещается в невозрожденное сердце, а также не подчиняется никаким физическим законам природы,- оно напрочь отвергается людьми поврежденного ума. Верующий же относится к этой истине с благоговением и детской простотой, ибо без Боговоплощения нет и спасения. Сын Божий принял плоть и уподобился во всем братьям - для чего? Чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи наши (Евр. 2, 14-17). "Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо... ранами Его вы исцелились" (1 Петр. 2,24). "... Бог послал Сына Своего в подобии плоти, греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти" (Рим. 8, 3).
Тело Иисуса Христа действительно было подобно человеческому с той лишь разницей, что оно не причастно было греху. Грех не нашел места в теле Христа. Сам Христос сказал: "...идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Иоан. 14, 30). "Кто из вас обличит Меня в неправде?.." (Иоан. 8, 46). Ветхозаветный беспорочный пасхальный агнец - прообраз беспорочного, безвинного, чистого Агнца Божьего Иисуса Христа. Только такой Агнец мог принять грех мира на Себя! Лишь Он мог заплатить долг за грешников всего мира - Праведник за неправедных. Тело, уготованное Ему Духом Святым, Христос положил на жертвенник и отдал его для искупления греха. Христос пострадал вне врат Иерусалима (Евр. 13, 11-12), но Кровь Его, пролитая на Голгофе, внесена Им во святилище (Евр. 9, 11-15).
Итак, Сын Божий принял плоть и кровь на малое время только для того, чтобы совершить искупление человечества от грехов. Но Иисус при Своей жизни, до Своего страдания, сказал еще более непонятные слова: "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Иоан. 6, 53). Даже в среде учеников Христа по этому поводу было много споров и изумлений: "Какие странные слова! кто может это слушать?" Христос имел в виду Свое ломимое Тело и пролитую на кресте Кровь. Имел в виду ту великую жертву, которая должна быть принесена ради спасения грешников, но ученики не смогли сразу понять духовный смысл этого дивного изречения. Иисус пришел на землю в теле не только чтобы искупить нас, но и чтобы мы питались Им,- для этого и установлена вечеря. Церковь, имея перед собой видимые знаки - хлеб и вино,- должна питаться пасхальным Агнцем, наслаждаться и укрепляться Им духовно. Вот что значит "есть" Плоть Сына Человеческого и "пить" Кровь Его.

ХЛЕБ И ВИНО

Хлеб потому является насущным, что удовлетворяет все физические потребности человека. Для того чтобы вкушать хлеб, нессчетное число отдельных янтарных зерен пшеницы или ржи прежде выбивают из колосьев, дробят, сокрушают и измельчают в порошок и только тогда мука пригодна для выпечки хлеба. И виноградное вино выжимают из многих отдельных ягод (в древности виноград топтали в точилах). И Господь наш Иисус Христос после тяжких скорбей, мучений и крестной смерти стал духовной пищей для спасенных. "Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного" (Евр. 5, 7-9).
Евангелист Матфей благоговейно и бережно с трогательными подробностями передает события, связанные с последней тайной вечерей. Раздавая ученикам хлеб, Христос сказал: "Примите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета..." (Матф. 26, 26-28). Сосредоточенно и трепетно ученики принимали из рук Учителя и вкушали настоящий хлеб и пили из чаши натуральное виноградное вино. Никаких таинственных перемен ни с хлебом, ни с вином не происходило. Хлеб и вино были лишь символами, свидетельствующими о чем-то весьма важном, что необходимо знать и помнить. Благодаря посланиям Апостола Павла, мы получили драгоценное объяснение, что хлеб и вино служат только для воспоминания страданий Иисуса Христа. Апостол очень уверенно говорит, что принял и передает эту заповедь Коринфской церкви от Самого Господа, опираясь при этом на слова Христа: "...сие творите в Мое воспоминание" (Лук. 22, 19). Из сказанного ясно, что Христос установил для учеников нечто совершенно новое, чего они раньше не знали. До этой вечери они были знакомы только с празднованием ветхозаветной Пасхи и трапезой, с ней связанной. Иисус установил заповедь вечери Господней, как трапезу нового завета (Исх. 24, 8), которую нужно периодически совершать в церкви, доколе Он придет (1 Кор. 11, 26). Принимая хлеб и вино во время вечери, мы участвуем в трапезе воспоминания о совершенном Христом подвиге и эти знаки свидетельствуют о муках Спасителя сильнее, чем слово о страданиях и о кресте.
Новозаветная вечеря является еще и благословенным приобщением Тела и Крови Христа (1 Кор. 10, 16-17). Кто с верой и чистым сердцем принимает ее, получит не только полноту личного благословения от крестной смерти Христа, но и вступит в сердечное общение с прославленным Сыном Человеческим. Очень знаменательно, что в тот отдаленный от нас почти на две тысячи год празднование Пасхи совпало с наступающими для Иисуса Христа крестными страданиями. Апостол Павел пишет, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, ел с учениками пасху. Об этом мы читаем и у Марка: "В первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху?.." (14, 12). Случайное совпадение? - Нет! Это великое провидение и предвидение Того, Кто выполняет план спасения человечества, и предусмотрел в нем все до мельчайших подробностей - не раньше и не позже, а точно в назначенный Богом час Христос разделял с учениками эту трапезу.
Для Господа было весьма важно, чтобы и ученики, и будущие Его последователи не забыли самого главного, самого великого подвига Его души - Его крестной смерти! Ведь Сын Божий принял плоть и кровь - "уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Фил. 2, 7) только для того, чтобы опять отдать Самого Себя для спасения рода человеческого. В истории христианства возникало много разногласий и споров, связанных с вечерей Господней. Находились сторонники буквального понимания слов Христа: "Сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя". Они учат, что хлеб и вино на вечере, особенно во время молитвы, превращаются в действительное тело и действительную кровь Иисуса Христа. Только таким образом, утверждают они, могут исполниться слова Иисуса Христа: "Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие" (Иоан. 6, 55). В исторических церквах и по сей день вечерю называют таинством и принимают за святыню, достойную поклонения, в результате чего духовный смысл заповеди Господней утрачивается.

ОМОВЕНИЕ НОГ

"Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан" (Иоан. 13, 3-5). Петру это показалось крайне несправедливым: зачем их Учи- тель так унизился перед Своими учениками? "Господи! Тебе ли умывать мои ноги?" И действительно! Трудно себе представить, чтобы столь высокий Посланник, Которому принадлежат неописуемой красоты небесные чертоги, Который их сотворил и держит в Своей могучей руке, Которому служат тьмы тем Ангелов и пред именем Которого в свой час преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних, взялся за столь низкое служение. Доведись нам оказаться в подобной ситуации, возможно, и нам было бы очень неловко и из наших уст вырвались бы те же самые слова: "Тебе ли, Господи?" Когда же Иисус настоял, чтобы все же омыть ноги Петру, тот высказался еще более категорично: "Не умоешь ног моих вовек". Петр не знал, что таким заявлением он лишит себя дорогого общения со Христом. "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною". Услышав эти слова, сердце Петра расплавилось. Он не мог даже помыслить, чтобы потерять эту благословенную часть! Нет! В таком случае, не только ноги, но и руки и голову, то есть, всего себя просил он омыть! Господь ему ответил: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь..." Решительный протест Петра против омовения ног и его последующее искреннее желание более полного очищения послужили поводом указать нам на духовный смысл омовения ног. А он таков: только тот имеет часть со Христом в славе Его, кого Он очистил. Очищенному же основным очищением надо очиститься только от тех скверн, которыми мы невольно загрязняем себя в ежедневном хождении (1 Иоан. 1, 7-10).
Дорогие друзья! Какое прекрасное поучение: "омытому нужно только ноги умыть..." Недаром Иисус сказал Петру: "Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после" (Иоан. 13, 7). Разве Петр не знал, что Иисус в буквальном смысле умывает ему ноги? Знал конечно! Что же ему надо было уразуметь после? И когда наступит это "после"? Не указывал ли здесь Иисус на тот момент, когда Он будет вознесен от земли и всех привлечет к Себе (Иоан. 12, 32)? Или на тот момент, когда из ребра Его истечет кровь и вода (Иоан. 19, 34)? Не понял ли Петр эту великую истину после смерти и воскресения Христа (1 Петр. 1, 18-20)? Да, омовение и очищение всех грехов Кровью Христа действительно произошло на Голгофе, и человек, омытый Кровью Христа, чист весь, но нуждается в постоянной проверке своей жизни. Мы проходим дорогами мира сего, лежащего во зле (1 Иоан. 5, 19), и как чудно, что каждый день мы можем прийти к Господу, чтобы Он снова и снова очищал и омывал нас от всех наших недостатков! Голгофская Кровь каждый день имеет силу делать чистыми кающихся и исповедующихся в грехах. Слава Богу за эту дивную предусмотрительность!
В омовении ног мы находим еще одно дивное поучение. "Знаете ли, что Я сделал вам? - спросил Христос учеников,- ...если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример..." (Иоан. 13: 12, 14-15). Мы знаем, что ученики Христа были не совсем свободны от тщеславия и гордости и часто не придавали значения словам Господа. Из Евангелия Марка мы узнаем, как Христос открыл ученикам, что вскоре в Иерусалиме Сын Человеческий будет отвержен первосвященниками и книжниками, и что Его осудят на смерть. Казалось, после услышанного сердце учеников должно печалиться, но непосредственно после этих слов ко Христу подошли сыновья Зеведеевы, Иаков и Иоанн, и стали просить разрешения сесть с Ним на самых почетных местах в Его Царстве (Марк. 10, 33-37).
Перед страданиями Христос показал им пример: "...кто хочет быть большим... да будет вам слугою" (Марк. 10, 43). Сын Человеческий Сам пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Матф. 20, 28). Он хотел научить их следующему: чтобы умыть ноги другим, необходимо снять верхнюю одежду своей самоправедности и предрассудков, препоясаться полотенцем сердечного милосердия (Кол. 3, 12), наклониться перед любым братом, почитая его выше себя, и не забыть послужить согбенным под тяжестью грехов пилигримам.
Дорогой друг! Ты можешь "омыть" ноги ближнему, если посодействуешь ему осознать грех, откроешь в любви и кротости ему его подлинное состояние, укажешь на опасность заблуждения, в котором он находится, и поможешь найти выход из затруднений, помолишься вместе с ним. Хорошо, когда мы чувствуем ответственность перед Богом за духовное состояние ближнего и несем его бремя. Сколько радости испытывают души, восстановленные этим служением! Как благодарны они тем, которые с состраданием низко наклонялись перед ними, чтобы "умыть им ноги" словом любви и обличения!
Есть и в наши дни христиане, которые понимают буквально этот пример Иисуса Христа и умывают ноги друг другу. Что можно сказать на это? Если у какого-то брата есть побуждение умыть ноги пришедшему или приезжему брату, никто не может его за это осудить. Если он искренен, то этим докажет свое расположение к ближнему и свое смирение. Но нельзя ободрить тех, которые, толкуя омовение ног буквально, требуют, чтобы оно совершалось непосредственно после вечери, и тем превращают омовение в заповедь, опираясь на слова Христа: "Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете" (Иоан. 13, 17). Апостол Павел, объясняя порядок совершения вечери в Коринфской церкви, ничего об этом не сказал, хотя это поучение он принял от Самого Господа. Стало быть, повеления об омовении ног Апостол Павел не получал от Господа.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ УЧАСТИЕ В ВЕЧЕРЕ?

Празднование ветхозаветной Пасхи вменено в обязанность каждому израильтянину. Господь повелел Моисею объявить народу, чтобы совершили Пасху Господню в четырнадцатый день первого месяца. Если же кто в этот день был нечист от прикосновения к мертвому или находился в дальней дороге, тот получал возможность праздновать Пасху в четырнадцатый день второго месяца. А кто был чист и не находился в дороге, но не совершил Пасху, то такая душа истреблялась из народа своего (Числ. 9, 13). Если мы истинные дети Божьи, то, дорожа общением с Господом и желая приобщиться к страданиям Его, не пропустим вечерю Господню. Мы будем с нетерпением ожидать того дня, когда можно вместе с церковью собираться вокруг нашего Пасхального Агнца, дабы питаться духовно и наслаждаться общением с Ним. Всякий, пренебрегающий вечерей Господней, духовно не здоров и своим поведением доказывает, что не дорожит этим чудным Божьим установлением.

КТО МОЖЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ВЕЧЕРЕ?


"Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие!" (Пс. 41, 2-3). Жаждущие общения с Богом чувствуют постоянно нужду в Господе, тоскуют о Нем. Они желают получать небесные блага и готовы к участию в вечере. Трудно даже представить легкомысленное отношение к столь великому и благословенному делу. Ведь вечеря Господня касается самого важного события во всей истории человечества! Жертва Сына Божьего, столь непонятная этому миру, весьма высоко ценится всеми искренне верующими, потому что является величайшей из всех Божьих знамений всех веков. Сердце христианина не только должно быть жаждущим участвовать в вечере Господней, но и чистым, сокрушенным и смиренным (Ис. 57, 15). Кому дорого спасение и очищение грехов, тому и вечеря дорога.
Христианин, желающий участвовать в вечере, должен иметь мир с Богом (Фил. 4, 7). Полная гармония нашей воли с волей Божьей дает право на участие в вечере. Несогласные или недовольные волей Божьей - как могут участвовать в вечере Господней? Участвовать в вечере может также только тот, кто имеет мир с ближним. "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Матф. 5, 23-24). Участвовать в вечере могут только члены церкви. Недостойное участие в ней влечет за собой вину против Тела и Крови Христа. Он добровольно пострадал за нас, Его били, в Него плевали, над Ним ругались. Он принял ужаснейшую смерть на кресте. Его ноги и руки пробивали гвоздями, а когда Он умер на кресте, Его пронзили копьем и из ребра Его истекла кровь и вода. Господь желает, чтобы каждый из нас понял, что он лично виновен в Его страданиях и смерти. Кто не рассуждает о Теле Господнем, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11, 29).
Сохрани нас Господь, легкомысленно относиться к этой величайшей заповеди. Будем бодрствовать, чтобы эту чудную заповедь не превращать в пустой обряд, но понять ее духовный смысл и приступать к ней "с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою" (Евр. 10, 22). Пусть Сам Господь даст нам больше разумения по этому важному вопросу, и пусть каждый с еще большим благоговением подойдет к вечере, чтобы этим прославился Господь, а мы еще больше укрепились в вере.

Б. Я. ШМИДТ

Visit www.betroll.co.uk the best bookies