Чему учит распятый разбойник?

                                Часть первая.
    «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.»
Луки 23: 39-43.
    Все хотят попасть в рай, но никто не хочет умирать. Трудно нам висеть на кресте наших грехов, трудно смиряться с обстоятельствами, особенно когда нет земли под ногами, когда всё прочное и надёжное — там, внизу, где и сладко и свободно...  Вот трагедия двух разбойников: оба повешены, но у первого сердце так и осталось на земле, ибо «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». / Матф. 6:21 /. Вот он и мучается, несчастный, как зверёк в капкане: попался, да только и думает — как бы выкрутиться...
    Да, трудно в безвыходной ситуации: крепки римские гвозди, суров приговор, нет апелляции. Кричи — не кричи, у всех свои дела и проблемы. Больно разбойнику, вот он и злословит то Бога, то ещё кого-то...
    Так же давным давно выл обиженный и обманутый Исав: «поднял громкий и весьма горький вопль...» / Бытие 27:34 /, но поздно было — продал за похлёбку первенство, а братишка проворный оказался — не прокрутил благословение! Мы, сегодня, куда более находчивее Исава — если рядом нет братишки, так мы злословим родителей, общество, государство, друг - друга. Если жизнь не получилась, значит, кто-то виноват.
    «Спаси Себя и нас», умоляет разбойник, хотя  не видит  Спасителя, а средство сползти с креста. Смерть смотрит ему в глаза, а он  не смотрит на свою жизнь, не думает о своих грехах, не понимает — Кто висит рядом... А, может, и понимает, может и этот разбойник тихо прошептал: «Господи, если снимешь меня с креста, я обещаю быть Твоим учеником, следовать за Тобой и проповедовать Евангелие...». Но, увы, без покаяния и самоосуждения, без смирения и веры, даже такие условия — злословие. Томится разбойник у врат рая, лицом к лицу  Спасителя, но не желает принять Спасительную волю Божию во Христе...
    Ушёл поезд «замечательного плана для моей жизни», не слышно сладкой песни «Евангелия мира, радости и благополучия» - они слышны только на полный желудок. Осталось только то, что Христос проповедовал с самого начала: покаяние, вера и узкие врата, ведущие в Царствие Божие. Именно через эти врата вошёл второй разбойник.
    Странно бывает: одна и та же ситуация, тот же конец, но не та же реакция, и поэтому другой итог. Первый разбойник злословил, а о втором написано: «другой же, напротив, унимал его...» - он, оказывается, не только на другой стороне, но и мысли у него противоположны. Первый злословил Бога за то, что не избавил, а второй злословил себя за свои грехи. Первый мечтатель о палочке-выручалочке думал, а второй разбойник — о суде на небе, почему и сказал: «или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же?»
    Кто боится Бога, тому не до обвинений, не до чужих грехов — будь то обидчиков, злых легионеров, пригвоздивших его к дереву смерти, или же посторонних — лицемерных первосвященников у подножия креста Спасителя, издевающихся над Страдальцем. Нет, перед глазами второго разбойника были свои грехи, скорая смерть, собственный суд... А рядом висел Спаситель всех и Победитель смерти. Он думал о важном — поэтому он — разбойник благоразумный.
    Трудно мне подражать второму разбойнику, нелегко признавать в распятом Христе — Господа: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». 1 Кор. 1:18.  Поразительно, что Христос не  совершил для разбойника ни одного чуда, в то время как ученики - видевшие чудеса — разбежались. Разбойник признал Господа, в то время как Пётр отрёкся от Него. Горько плакал Апостол, быстро бежал к пустой и жизнедарующей гробнице, а разбойник уверовал, не увидевши воскресения...
    В древней церковной иконографии благоразумный разбойник стоит у врат рая наг и с крестом в руках, встречая вереницу ветхозаветных праведников и святых, которых Христос выводит из ада. Почему он наг? Потому что нету у него  подвигов праведности, нет оправдания. А почему с крестом в руках?  Потому что нет иного ключа для врат рая — невозможно без креста приблизиться к распятому и воскресшему Спасителю, к Царю сказавшему: «И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе». Иоан. 12:32.
    Вот камень преткновения. Мы, в узах, всегда готовы принять избавление, радость, мир, освобождение и благополучие. Но крест принять??? Это трудно.  Остаться на нём — кротко принять унижение и боль ради себя или ближнего — ещё труднее. Однако только крест — ключ к раю, ибо Сам Бог преобразил древо страдания в Древо Жизни, и взошёл на орудие страдания как на престол! А ученик не больше Господина своего.
    «Бог есть любовь», гласит святой Иоанн / 1 Иоан. 4:8 /. Чем больше любовь, тем больше страдание — ибо любовь не может не сострадать боли ближнего, не может не скорбеть о боли причинённой ближнему. Дорогие братья, отвергнем самолюбивый бред и научимся у разумного разбойника — дабы и нас он встретил у врат рая, дабы и мы — как — он — приобрели Царствие вечное.  

                                Часть вторая.

    «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону». Луки 23:32-33.
    Каждый смертный должен придти на место, называемое «Лобное». Рано или поздно, хочешь - не хочешь, но придётся посмотреть в пустые впадины реальности: как бы человек ни «играл в прятки» со смертью, куда бы ни бежал, она найдёт и притянет «на Лобное»: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд».  / Евр. 9:27 /.    Личная Голгофа — это факт жизни!
    В словах митрополита Антония  Сурожского, смерть надо ожидать как жених невесту — так жить и так готовиться, что она никогда не возьмёт в расплох. Нелёгкое слово это, но не удивительное — ведь и мирские мудрецы утверждали то же самое:
Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равную вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.  - Омар Хайям.
    Даже злодеям хорошо, когда «идёшь на смерть» с Иисусом. Далеко не всем так повезло: миллионы покинули мир не зная Евангелия, не слыша о Сыне Божьем. Многие праведники погибли в поиске истины, так и не нашедши её. А тут — два злодея и разбойника восходят на Голгофу бок-о-бок со Спасителем мира! Послушаем, что слышно с Голгофы...
    «Если Ты Христос, спаси Себя и нас», - стонет первый бедолага. Просьба, всё-таки, справедливая: ведь он, вероятно, слышал, что Иисус никому не отказывал в помощи, в исцелении, в избавлении от демонического влияния. Кроме того, уже давно известно в народе, что «Пророк из Назарета» дружит с мытарями, не против обеда с грешниками, милует блудниц,  даже не боится прикоснуться к прокажённым и больным. Вот, что значит: быть в нужном месте, с нужным человеком!
    Тебя посадили на ПЛС, тебя ведут на эшафот, на расстрел? Не страшно — рядом Мессия! Не бойся, малое стадо, ибо Иисус добрее судей Страсбурга и эффективнее президентского пардона: Он тебя любит, значит «должен» вывести и избавить...
    Но, вот беда: распятому вору не до богословских тонкостей; ему всё равно — кто именно Иисус, главное, чтоб спас! Поэтому и спрашивает: «Если Ты Христос...» Не даром писал Апостол Иаков: «Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих. / Иак. 1:6-8 /.
    Мы привыкли «жить в голове», и привыкли искать «двоящиеся мысли» в томительных сомнениях нас посещающих. Но тут Иаков говорит о «всех путях» человека, т. е. о том, что глубже интеллекта и эмоций». Мы уже где-то слышали это «Если Ты Христос...» Из начальников народа: «Других спасал, пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий». Да и воины «ругались над Ним», бросая на ветер: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого». Луки 23:35-37.
    Когда человек слаб, все «доброжелатели» начинают хамить, но простое ли это человеческое хамство? Ведь когда-то, после длительного поста в пустыне искушения, тот древний змей прошипел: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом».  /Луки 4:3/. Дело дьявольское — постоянно ставить вопросительный знак над вечной истиной Божьего откровения, и одновременно подталкивать к какому-то временному благу: спаси себя, накорми себя, вы будете, как боги» / Быт. 3:5 /, уверяет нас лукавый. Путь в ад проложен благими намерениями.
    Поэтому, Церковь всегда учила о необходимости преображения сердца:  не просто «согласиться» с голыми фактами, не только «принять» информацию или даже «подписать» карточку с «Молитвой грешника». Увы, дьявол знает все «факты», начальники народа видели все чудеса, а Иуда даже изгонял бесов и исцелял больных / Марк 6:7-13 / и после своего трагичного падения закатил истерику «раскаявшись» перед теми же старейшинами, которые знали всё о миссии и чудесах Христа; но интеллектуальная ассимиляция фактов — это ещё не доказательство достойного плода покаяния» / Матф. 27:3-5; 3:8 /. В словах Св. Максима Исповедника, знание без практики — сатанинское богословие, ибо сатана всё знает, но ничего не исполняет.
    Страшно состояние души первого разбойника: близок он к Иисусу, совсем рядом, но далёк от Спасителя, не ищет истины свыше, повторяя слова искусителя. Ему нужно чудо, вот он и подстрекает «Доброго Пастыря»  к тому, что ему нужно. Ведь он далеко не первый, приходящий ко Спасителю с проблемой или просто с пустым желудком. Не все «ищут истину или спасение, но пряники и печенье в Церкви есть... Слышно эхо слов Христа таким ученикам: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились; старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог» / Иоан.  6:26-27 /.
    Спаси нас, Господи, от этого искушения, и помоги нам прислушаться к разбойнику благоразумному, ибо он потерял временное для приобретения вечного! Аминь.

                                Часть третья.

    «Там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону».  Луки 23:33.
    Важно заметить молчание Евангелиста о том, кто находился на какой стороне: один злодей так и продолжал злословить, другой покаялся к жизни, но неизвестно — кто был справа, а кто слева. Людям свойственно смело делить мир на «овец» и «козлов», на спасённых и неспасённых — будто все тайны человеческого сердца лежат на нашей ладони — а Ап. Павел предупреждал: «Не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». 1 Кор. 4:5.
    Разбойник благоразумный удостоился при смерти удостоверения от Бога: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в  раю». Луки 23:43. Какая несправедливость! Ведь сам разбойник признал исполнение правосудия: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Луки 23:41. А тут такой ответ! Действительно, в этой жизни нет справедливости, но «Божья милость превозносится над судом!» Иак. 2:13. Поэтому разбойник получил величайшую милость определённую человеку: быть с Богом навсегда, наследие в Царствии Божьем.
    Как объяснить это,  особенно если часто бывает, что праведники погибают с грешниками и наоборот? Не так давно мясорубка коммунизма молола христиан вместе с диссидентами и блатными. Сегодня, на Ближнем Востоке и в Африке христиан убивают, их кровь смешана с кровью муджахедов. Да и о Христе было пророчество: «К злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». Ис. 53:12.
    Если Христос, праведный Сын Божий, понёс мой грех и сделался моим ходатаем, так мне важно помнить — не требовать справедливость, не быть своим «ходатаем»  и тем самым узурпировать Того, о Котором написано, что Он «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Евр. 7:25. Опасно, братья, требовать справедливость, когда мы — вчерашние злодеи и преступники — стоим Божьей милостью, и далеко не получили «достойное по делам нашим»...
    Иначе, даже если получим просимое, лишимся доброй совести в тот день, когда «будут последние первыми, и первые последними». Матф. 20:16. Что мы скажем, когда тусклый блеск «Евангелия самооправдания и самоудовлетворения» будет облечён вечным сиянием тех, кто страдал за Христа, за верность Церкви, за праведность, за ближних, за врагов? Где мы окажемся на шкале справедливости?
    Много лет назад, когда мне по Божьей милости достался пожизненный срок за убийство невинного человека, сестра пострадавшего написала: «Я видела телепередачи и документальные фильмы о тюремной жизни, которые иногда описывают беспощадных убийц — впоследствии, в течение десятилетий, нашедших Бога и кардинально изменивших свою жизнь и характер. В душе я сочувствую их «горю». Однако я всегда спрашивала себя / даже до смерти моего брата /, а как насчёт пострадавшего; его семьи и близких? Эти истории спасения не меняют суть совершённого преступления и той колоссальной потери, — обрушившейся на жизни близких и родных их жертв».
    Что мы, осуждённые за убийство, но получившие ПЛС / а не справедливость быстрой и жестокой казни по принципу «око за око»/ и благодать покаяния к жизни, можем сказать — когда за нами сожжённые мосты и страдание, как родных, так и чужих? Если Иоанн Богослов говорит, что Бог есть Любовь /1 Иоан. 4:8/, и мы, получившие эту любовь в откровении Иисуса Христа — читаем Ап. Пала, что «любовь... не ищет своего» / 1 Кор. 13:5 /, так неужели суть спасения — в нашем эмоциональном удовлетворении и бытовом  благополучии? Тем, чьи души и жизни мы искалечили, тепло ли от того, что нам хорошо с Иисусом? Господи, помилуй!
    Драгоценно и верно определение распятого разбойника: «мы осуждены справедливо». Нет ни ропота, ни жалобы на устах смертника, ибо рядом с ним распят Праведник! Не сетует он на «общество» - что, мол, оно «отвергло» его, ибо знает, что его личные грехи отвергли всех и всё, кроме своего «я». Не пишет он письма о помиловании Цезарю,  о какой «справедливости» можно говорить, когда он сейчас предстанет пред Праведным Судьёй и его спасёт только милость!!!
     Модно сегодня кичится спасением — лёгкое евангелие выбивает путь широкий и удобный — даже когда мы толком не поняли: что такое покаяние? «Любящий душу свою погубит её», - говорил Спаситель недолго до распятия, а мы сделали духовный наркотик из душевного удовлетворения. «Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует...» Приглашает нас Богочеловек. Иоан. 12:25-26.
     Взойдём на Голгофу, братья, возненавидим грех и возлюбим крест воли Божией во Христе. Что нам оставлено? Покаяние и борьба с грехом до смерти! Подумаем о других, а не о себе, и может быть, тогда удостоимся страдать на за своё прошлое безумие, а за Распятого за нас Христа, по слову Ап. Петра: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если  вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его...» 1 Петра 2:19-21. Аминь.

                                Часть четвёртая.

                   Чему учит распятый разбойник?
    «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придёшь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус:
    «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Луки 23:42-43.
    Необычная просьба обречённого человека: «помяни меня»... Почему не попросить прощения грехов или что-то более конкретное? Кроме того, неужели забывчив Тот, Кто сказал: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены...? Матф. 10:29-30.
    Бог вечен и вне времени. Для великого Я ЕСМЬ нет ни прошлого, ни будущего — к Нему нечего добавить и от Него нечего отнять — всё открыто и известно Творцу неба и земли, всего видимого и невидимого. Но так как мы созданы во времени и пока что не способны  вместить вечное, снисходит к нашей ограниченности Владыка всех, встречая нас в естественном унижении. В Библейской литературе, на фоне исторических событий / когда часто казалось,что Бог «забыл» о Своём творении /, вечная память Вечного Творца обычно связана с исполнением завета между Богом и человеком.
    «Я вспомню завет Мой, который между Мною и Вами...» - говорил Господь патриарху Ною, «И будет радуга в облаке, и Я увижу её, и вспомню завет вечный...» Бытие 9:15-16. Помнить — значит иметь пред лицом, значит не бросать, не забывать, не отвергать. Когда евреи были угнетены в Египте, Моисей писал о Богооткровении: «И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом». Исход 2:24. Много столетий спустя, цепочка веры присоединила к хору Божьей верности пожилого священника Захарию, отца Святого Иоанна Предтечи: «Сотворит милость с отцами и помянёт святый завет Свой». Луки 1:72.
    Но о каком же «Завете», о какой «памяти» молится распятый разбойник? Церковное предание говорит, что когда Святая семья бежала от кровавого Ирода в Египет, они столкнулись с шайкой разбойников. Один грабитель подошёл к ослику, на котором сидела Богородица с младенцем в руках...  Что-то в ребёнке остановило злодея, и он сказал своим соратникам: «ничего не берите у этих спутников». По преданию, разбойника звали Дисма и по стечению обстоятельств, допущенных Божиим промыслом, именно он оказался рядом со Спасителем на кресте. «Ведомы Богу от вечности все дела Его». Деян. 15:18.
    Велика тайна его свидетельства — ведь в опозоренном и окровавленном Иисусе разбойник признал грядущего Царя и Автора Нового Завета, утвердившего закон благодати Своей пречистой Кровью, «говорящей лучше, нежели Авелева». Евр. 12:24.  Дисма, не исполнивший закон Моисея и не сохранивший Завет Ветхий, ныне кротко и сокрушённо уповает на Распятого Мессию Завета Нового! Трудно представить — что видно с креста разбойника...
    С креста Дисмы видны римские легионеры в блеске силы мира сего.  Видны враждебные начальники Храма, где в тот момент совершались жертвоприношения пасхальной службы Богу. Вот и растерянный народ, и плачущие женщины, и скорбящая Мать Господа вместе с родственниками, с Саломией и Иоанном, тётей и племянником Распятого. Кто же ещё стоит у наших различных крестов? Только родные.
    Где же ученики? Где же друзья Мессии? Ну, в сегодняшнем понятии мы объяснили бы ситуацию так: не осталось «настоящих» христиан в этом приходе: один священник оказался предателем, другие пресвитеры разбежались, да и миссия проповедника развалилась... Пора «слинять» туда, где ученики прибавляются, где музыка более вдохновенная, где храм побольше и миссия более духовна... Эта церковь «мертва», тут нас не «окормляют»...
    Действительно, в Страстную пятницу мало кто понимал то, о чём немецкий мученик — Дитрих Бонхёффер замечательно писал много веков спустя: «В мире, где успех — мерило и оправдание всех вещей, - фигура Того, Кто был осуждён и распят, остаётся чуждой и, в лучшем варианте, является объектом жалости. Мир даст подчинить себя только успеху... Фигура Распятого опровергает все рассуждения, для которых образец всего — успех!
    Все идолы мира поклоняются богине Фортуне. Все её проповеди гарантируют успех, победу и благополучие. Но, увы, нет её алтаря на Голгофе, не увидим её поклонников среди Распятого Христа и казнённых разбойников. Поэтому не везёт Церкви с победой, не получается с выигрышем в мире сем, ибо Единая Святая и Апостольская Церковь проповедует не мирскую победу и благополучие, а вечную истину и спасение верой в Того же Распятого Христа!
    Уже давно мир провозгласил, что «Бог — мёртв». Мир прав, но только частично: Бог «воскресил из мёртвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Римл. 4:24-25. Пусть мир продолжает вести Церковь, Тело Христово, на Голгофу — она воскреснет в славе! И коммунисты и нацисты обещали уничтожить христианство и ввести «золотой век» человечества. Им удалось наполнить рай святыми мучениками и создать ад на земле. Может быть, секулярному или мусульманскому миру удасться растоптать Церковь и ввести успешный и удобный век антихриста.
    А мы, в узах за наши преступления, приблизимся к Распятому, возлюбим Его израненное Тело, Церковь, Мать нашу, и вместе с разбойником Дисмой, исповедуем грядущего Царя и Владыку, уповая на милость Нового Завета и на Кровь Агнца Божьего! Будем помнить и молиться за христиан в гонении на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Средней Азии и Восточной Азии, которые страдают и подвергаются смерти не за преступления, а за праведное имя Иисуса Христа! Аминь.
                                Mikhail Markhasev # P-08669  P.O. Box 3476-4A4R-11
                                Corcoran, CA, 93212-3476

Visit www.betroll.co.uk the best bookies