Царство свободы

И познаете истину, и истина сделает вас свободными Ин. 8:32

На могильном памятнике павшему от рук убийцы борцу за права и свободы негров Мартину Лютеру Кингу написано: „Свободен! Наконец свободен!" Что это? Горькая ирония? Или спокойная мудрость, понимающая, что подлинную свободу человек может обрести, только оставив этот безумный мир и тюрьму своего тела?..
Но Христос говорит: „И познаете истину, и истина сделает вас свободными". То есть это произойдет еще здесь, на земле. Так что же это за истина, которая освобождает человека? Где найти ее? Как может истина, являющаяся всего лишь определенным представлением человека о чем-либо, освободить его от стальных цепей, вырвать из-за колючей проволоки или сделать еще более невероятное — разорвать те невидимые путы, которыми человек скован покрепче кандалов?
„Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им:истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин. 8:33-34). Его не понимали, говорили о свободе тела, а Он говорил о свободе духа.
Столетиями люди размышляли над категориями „свобода" и „необходимость", рождая религии и философские системы. И они пришли к выводу, что абсолютно свободным человек быть не может. Он всегда ограничен какими-то моральными нормами, правилами, законами, которые обязан выполнять, а это не всегда нравится, даже угнетает. Мы не можем позволить себе жить так, как нам хочется. Мы ропщем, мы не свободны! Где же выход?
Б. Спиноза сформулировал понятие „свобода" так: свобода есть осознанная необходимость. То есть если человек осознает необходимость того или иного действия, оно уже не будет давить на него и он станет добровольно, свободно исполнять предписанное. На что шутники отвечали: а давайте-ка мы посадим этого философа лет на десять в тюрьму, пусть он поостынет, осознает, что это необходимо, и будет свободен... Освобождает это человека? Очевидно, что нет.
В этой связи мне вспоминается беседа с бывшим преступником Евгением Скачковым. Когда он уверовал, срок его заключения заканчивался, и он пришел к начальнику колонии с просьбой, чтобы ему позволили остаться за колючей проволокой, потому что ощущал острейшую необходимость нести благую весть, Евангелие Иисуса Христа, своим товарищам по несчастью.
Нет, не осознание необходимости двигало им. Необходимости оставаться за решеткой уже не было: срок заключения вышел. Но этот молодой человек был подлинно свободен той высшей свободой духа, свободой внутреннего человека, которая позволила принять ему столь необычное решение. Именно этой свободой обладали наши братья и сестры во Христе, когда отречению от Господа предпочитали тюрьму или даже смерть... Как гласит лозунг в молитвенной комнате одной из зон Винницы: „С Господом и в тюрьме — свобода, без Бога и свобода — тюрьма".
Конечно, это не та свобода, которой иногда так кичатся люди, не замечая рабских оков на себе, как те из народа Божьего, что говорили: „Мы... не были рабами никому никогда... " Они словно забыли, что их положение мало чем отличается от рабского: страну оккупировали римляне, установив свое правление, введя свои законы, обложив население податями. Точно так же и у нас еще недавно пели, что другой такой страны не знают, где так вольно дышит человек, и загоняли миллионы людей в лагеря, называли Кубу Островом Свободы, от которой сегодня кубинцы спасаются массовым бегством...
Потуги обрести внешнюю свободу, которая не дает внутреннего освобождения, приводят людей, более склонных действовать, чем философствовать, к насильственной борьбе за свободу, к пролитию крови. Движение зилотов в эпоху Иисуса Христа, которое сегодня назвали бы национально-освободительным, преследовало именно эти цели. Зилоты как раз и рассчитывали на Мессию, что Он возглавит восстание — и ненавистное иго римлян будет сброшено. Но Христос принес на землю нечто гораздо более действенное, чем насилие, более драгоценное, чем внешняя свобода, — учение любви и всепрощения, подлинное освобождение человека, независимо оттого, что происходит в этом мире: господствует ли в стране тоталитарный режим или правит демократическое правительство, процветает она или находится в экономическом упадке. Христос дает не иллюзорную свободу, которой человек может гордиться, оставаясь по сути своей рабом, но высшую свободу — свободу духа, которую может дать только Бог.
Сегодня многие говорят о Боге. К этой запретной ранее теме обратилась даже наука. Выдвинута теория тонких миров, согласно которой существует еще одно, неведомое ранее людям состояние материи и так называемое Абсолютное Ничто, то есть Творец, Создатель всего видимого мира. Но следует задаться вопросом: смогут ли эти выводы науки, даже если мы примем их как истину, сделать нас свободными? Очевидно, что нет.
Это представление о Боге дает человеку успокаивающий наркотик; слава Богу, что Бог есть! И моя жизнь имеет продолжение после смерти. Это вера благородных грешников, которые говорят: „Мы никого не убили, не воруем, нам не в чем каяться. А если это так, то Бог, Который есть любовь, простит нам наши мелкие прегрешения". Искаженное, неверное представление о Боге! Оно зиждется на отвержении самого ясного и глубокого откровения Божия, данного людям в Сыне Его.
Он пришел в этот мир на страдания и муки ради нас, отпавших от своего Творца по своеволию греховного сердца. Он умер и воскрес для нашего оправдания, принес Себя в жертву за наше освобождение. Иисус Христос предлагает нам сердцем, верою принять эту истину, чтобы иметь с Ним жизнь вечную. Нет, не сухое научное знание может дать человеку свободу действовать правильно. Любое знание, любая истина относительны, и так же относительна, ограничена свобода, которую они могут дать. Но евангельская истина (и только она) потому всесильна освободить человека, что она не от человека — от Бога, потому что это Сам Иисус Христос, сказавший: Я есмь путь, и истина, и жизнь" (Ин. 14:6). Потому познание истины есть познание Бога, богоискательство. Сказано также: „Слово Твое есть истина" (Ин. 17:17), то есть Бога мы познаем через Его Слово — Библию.
Слово Бога не лжет, не убаюкивает человека иллюзиями. Оно несет в себе истину, не всегда приятную нам: „Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?" (Рим. 6:16). Это слово не обещает нам абсолютной свободы: делай, что хочешь и живи как тебе угодно. Оно прямо говорит: или вы — рабы греха и свободны от праведности, обрекая себя на смерть, или вы - рабы Бога живого, и тогда свободны от греха и предназначены к жизни вечной! Вот она — освобождающая истина! Выбор остается за человеком, и он должен знать, что Господь в силе освободить его от любых оков греха.
В Послании Иакова мы читаем: „Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии" (Мак. 1:25). Божественный закон — это совершенный закон свободы. Если этот закон принят верою и стал внутренним законом человека, тогда для него не будут бременем Божьи установления жить на земле по правде Христовой. „...Иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф.11:30), ибо Сам Господь даст силы для этого. Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе, говорит апостол Павел, в котором эти слова реализовались с необыкновенной силой. Божественная истина не просто провозглашается в Евангелии, она дает человеку потенциал для победы над грехом. Остается лишь привести этот потенциал в действие.
Чтобы совершить скачок из царства необходимости в царство свободы, что было обещано нам классиками теории революционного насилия, не надо никого свергать с трона, убивать, бросать в тюрьмы, лишая той самой свободы. Надо лишить неограниченной власти господствующее в нас собственное „я" и в осознании своей неправоты перед Богом прийти ко Христу. Только Он может освободить нас, ибо является Повелителем самого реального из когда-либо существовавших на земле Царства свободы. И не там, за порогом бытия, где безраздельно господствуют Его свобода и воля. Это Царство начинается уже здесь, на земле, сегодня, оно реально. Если вы решитесь войти в него, никто и ничто не будут в силах помешать вам.
Иисус Христос, придя в синагогу и читая из Книги пророка Исайи, сказал: „Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу..." (Лк. 4:18). Великое обетование! Какой дух (наркомании, пьянства?) и какой враг могут противостать Тому, Кто победил саму смерть?! Они бессильны, когда Сам Господь освобождает пленников греха и вводит их в Свое Царство свободы!
Павел ГАРАДЖА,
журналист, собкор, журнала  «Вера и жизнь», Крым