Иисус – абсолютная власть

    «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи»

     Нагорная проповедь – жемчужина христианского учения. Не случайно её называют «Евангелием в миниатюре». В ней, как в зеркале, отражено самое существенное для человека.. Самой жизни не хватит, чтобы до конца исследовать этот источник божественной мудрости. Нагорная проповедь интересна для всех: для верующих и для неверующих. Её текст с пристальным вниманием изучают не только богословы, но и историки, языковеды, философы… Однако истинный смысл проповеди откроется лишь тому,  кто услышит не только, ЧТО здесь говорится, но и то, КТО здесь говорит! Такое откровение – исходная позиция к верному восприятию всего учения.
     Первые слушатели первыми на это обратили внимание: «Народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий…»  Народ «дивился»,  народ, дословно, был «вне себя от удивления».  В первую очередь их изумляло не то, что говорится, а то, как это говорится! Иные изречения были им несомненно знакомы по учению книжников, но никогда раньше они не звучали так безапелляционно, так авторитетно, так властно! «Кто этот Проповедник?» — думали они. Что за неведомая Власть звучит в Его словах? Каково происхождение, характер, природа этой власти? Иисус был в их глазах, как Некто «власть имеющий».
     Чисто внешне Проповедник не обладал атрибутами власти. У Него не было дворцов, многочисленной челяди, царской короны и величественного трона… И всё же Он обладал властью! Она чувствовалась в каждом слове, сквозила в каждом выражении… Иисус не только обладал властью, Он как бы олицетворял, излучал власть! Иисус – это Абсолютная, Неограниченная власть, которой подчинится всё и вся!
     Современный человек, живущий в стране с демократической формой правления, про абсолютизм знает лишь понаслышке. Поэтому есть смысл выяснить, что мы понимаем под абсолютной властью.

Власть ограниченная и абсолютная

     В самом общем смысле —  Власть — это способность и возможность оказывать руководящее влияние на других!
     Власть всегда имела огромное, почти магическое воздействие на человека. Не удивительно, что люди стремятся обладать ею. Борьба за власть формирует всю историю человечества. Здесь все средства хороши: интриги, заговоры, обман, убийства. Ради власти человек жертвует всем: честью, деньгами, здоровьем, семейной и личной жизнью.
     За примерами далеко ходить не надо… Наши газеты полны сообщений о том, как тот или другой, иногда безнадёжно больной, правитель судорожно цепляется за власть, вовлекая страну в бедствие кровопролитных гражданских войн. Современные историки утверждают, что величайшая трагедия 20-го века — революция в России — произошла именно на основе маниакального стремления к власти определённой группы лиц, возглавляемой В. Лениным. Вождь большевиков был просто одержим идеей безграничной власти. Известно, что два последних года он, как полупарализованный человек, был практически не способен к самой простейшей умственной деятельности. Тем не менее, этот, по словам Сталина, «умственный инвалид», продолжал бороться за власть, за право руководить, отдавать указания и распоряжения. Он возмущался, видя, что его изолируют, отстраняют от «бразд правления». Он требовал даже, чтобы ему дали возможность покончить с собой в случае его неспособности занимать руководящий пост. Для иного человека обладать властью означает жить! Беда, если такие люди захватывают, узурпируют государственную власть. Так появляются на свет диктаторские режимы.
     Опасность того, что человек, захвативший правление, станет злоупотреблять властью по своему произволу, настолько велика, что для предотвращения такого бедствия была развита теория «разделения властей». Суть данной теории сводится к тому, что вся единая государственная власть должна быть разделена на несколько независимых, контролирующих друг друга органов власти, как-то: правительство, парламент, суд. По этому принципу функционирует демократия в Америке и Европе — на основе власти, распределённой среди многих лиц.
     В противовес тому, абсолютизм — это ничем не ограниченная власть, сосредоточенная в руках одного человека. Таково главное различие между демократической и абсолютной властью.
     Иисус не был ставленником толпы, избранником народа, наделённым «доверием
масс».  Он не был, впрочем, и диктатором, самовольно захватившим власть в Свои руки.
Полномочия абсолютной власти над миром принадлежали Ему по праву рождения, как Сыну Божьему.
     Для того, чтобы подтвердить, что Иисус обладает именно Абсолютной Властью достаточно показать, что Он владеет не просто частичной, ограниченной властью, но суммой всех властей.  С этой целью обратимся вновь к Нагорной проповеди, чтобы увидеть: проявление какой власти повергло первых слушателей в немое изумление.

Исполнительная власть

     В самом начале проповеди Иисус заявил, что Он обладает исполнительной властью: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но ИСПОЛНИТЬ». Матф.5:17.
     Исполнительной властью в современном государстве владеет правительство: кабинет министров во главе с премьер-министром.  Их задача: править страной, заботиться о благосостоянии народа, руководствуясь законом.
     Иисус недвусмысленно объявляет Себя Правителем. Он пришёл для того, чтобы «исполнить»,… Исполнить Закон! Исполнить Писание! Исполнить «всякую Правду!» Матф. 3:15. Исполнить волю Пославшего Его Отца. Иоанн. 6:38. 17,4.
     Как Правитель, Иисус обладает всей полнотой исполнительной власти. Всё человечество переживало страшное бедствие отчуждения от Бога, находилось в рабстве греха и дьявола. Никто не мог вынести мир из состояния кризиса и упадка. Ни правительства, ни философия, ни наука, ни религия, не могли исцелить «язвы» общества.. «Все, сколько их ни проходило предо Мною, — сказал Господь, — суть воры и разбойники…». Иоанн. 10:8. Самозванцы — мудрецы, шарлатаны — чудотворцы пытались взять на себя роль вождей и спасителей рода человеческого. Но из этого ровным счётом ничего не вышло. Только Иисусу из Назарета была по плечу такая задача! Только Он — Агнец Божий — был достоин раскрыть книгу, за семью печатями!» Откр. 5:1-7. Другого не нашлось: ни на небе, ни на земле! Он сказал: «Иду исполнить волю Твою, Боже!» — и пришёл на землю исполнить закон.  
     Закон требовал Непорочной Жертвы за грех человечества и Христос стал ею, принеся Самого себя в жертву! Он одновременно Первосвященник и жертвенный Агнец. Кто, кроме Него, был способен на такое? Кто другой мог бы «исполнить»  Закон? Иисус Единственный, Кто владеет всей исполнительной Властью во Вселенной!
     Кто-то может сказать: «Это всё пустые слова. Они ничего не доказывают». Я предлагаю такому сделать следующий эксперимент: в один из погожих дней взберись на гору и начни проповедовать. Посмотрим: много ли народу соберётся слушать тебя? Многие ли последуют за тобою вплоть до самой смерти? Едва ли найдутся добровольцы… Но если ты перед тем посетишь больницы и исцелишь там всех больных, а затем спустишься в морг и воскресишь мертвецов, и совершишь подобное не раз и не два, а ежедневно, в течение хотя бы года… Вот тогда успех твоей проповеди обеспечен! Будь уверен: люди сами будут искать тебя! Со всех концов страны, континента, мира будут мчаться к тебе кареты «скорой помощи» с больными и умирающими. Народ будет собираться во множестве слушать тебя.
     Обрати внимание: мне не пришлось фантазировать, описывая эту картину. Ведь именно так обстояло дело с Нагорной проповедью. В предшествующих стихах мы читаем: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошёл о Нём слух по всей Сирии: и приводили к нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана. Матф. 4:23-25. Всё подвластно Иисусу:  всякая болезнь и всякая немощь, всякая сила и всякое господство. Он имеет полноту исполнительной власти! Его власть не только в слове, но и в деле! Он повелевает и всё покорно Ему. 

Законодательная власть

     Господь обладает не только исполнительной, но и законодательной властью. Он не только Глава  правительства, Он и Законодатель! В современном демократическом государстве эти функции власти строго разграничены. Министры не имеют права утверждать новые законы. Законодательная власть принадлежит парламенту.
     В отличие от этого, Иисус воплощает в себе и то и другое! Вся нагорная проповедь — комментарий к Новому Закону! Он отменяет прежние параграфы и утверждает новые: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону, а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.  Матф. 5:21-22.
«Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». Матф. 5:27-28.
«Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую…» Матф. 5:38-39.
     Надо быть Иудеем, чтобы постичь с каким непомерным изумлением внимал народ таким заявлениям! Отменялись, усовершенствовались, заменялись заповеди древнего священного Закона Моисеева. Реформа касалась не только второстепенных вопросов или предания старцев, она затрагивала и саму сердцевину святыни — десять Заповедей! Кто дал ему такую законодательную власть? Власть отменять Закон Ветхого Завета и утверждать положения Нового?
     Притязание Иисуса на законодательную Власть вызывало слепую, фанатичную ярость ревнителей Закона Моисеева. Иудеев вполне устраивал Мессия – Правитель, обладающий исполнительной властью в рамках древнего закона. Его реформаторскую законодательную деятельность они воспринимали, как отступление от Моисея и в конечном итоге от Бога: «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог,  Сего же не знаем, откуда Он». Иоанн. 9:29.
     Отражая их яростные обвинения, Господь неоднократно указывал, что полномочия такой власти Он получил непосредственно от Бога Отца: «Сию заповедь получил Я от Отца Моего… Иоанн. 10:18. «Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить, и Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец». Иоанн. 12:49-50.
     Иисус дал людям Новый Завет в Своей Крови. Собственной кровью внёс Он в законоположение заповеди Веры, Надежды и Любви, сделав их преамбулой – основой Нового Закона благодати.   Никто не вправе отменить, изгладить эту запись! Закон Христов обязателен для всех! Тот, кто пытается руководствоваться, оправдываться старым, потерявшим силу законом добрых дел виновен вдвойне: виновен в нарушении действующего Закона и в пренебрежении законодательной властью Сына Божьего  - Иисуса. В данном пункте мы подходим к рассмотрению следующей стороны Абсолютной власти Иисуса.

Судебная власть

     Кроме исполнительной и законодательной власти Иисус обладает полнотой власти вершить Правосудие: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Иоанн. 5:22. Мы часто упускаем из виду это монопольное право Бога на суд и берёмся  за самосуд. Тогда Писание вразумляет нас: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого? Иак. 4:12.
     Читая  Нагорную проповедь, мы слышим глас Небесной Юстиции: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы: и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Матф. 7:1-2.
     «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Небесный: а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Матф. 6:14-15.
    Иисус даёт нам представление о принципах Божьего  судопроизводства. Он рисует величественную картину судебного заседания с вынесением окончательного приговора: «И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие» Матф. 7:23.
      Господь – Судия милосердный! Иисус любит миловать! Сын Человеческий – Единственный, Кто «имеет власть на земле прощать грехи». Матф. 9:6. и Он щедро пользуется этой властью. В то же время, Он – Судия Праведный! Посредством Его, Бог будет судить всю Вселенную: малых и больших, живых и мёртвых! Будем помнить, что и верующим «должно явиться пред Судилище Христово». 2 Кор. 5:10. Бог Отец дал  Иисусу «власть производить суд» Иоанн. 5:27 – в подтверждение Его Абсолютной власти!

Представительная власть

     В довершение всего, Иисус обладает представительной властью. Подобием такой власти облечены президенты, а в некоторых странах – ради традиции – потомки монархических династий. В зависимости от Конституции государства, их полномочия различны: от чисто репрезентативной роли до единоличного права налагать  «вето» на решения правительства и парламента, смещать и назначать министров и состав Верховного суда.
     Как Царь Царства Небесного, Иисус, несомненно, облечён представительной властью. Он представлял это Царство на Земле, олицетворял его приход на нашу планету. Полнотою Своей власти Он наделял посланников Царства – Апостолов, давая им власть изгонять бесов, исцелять болезни, наступать на «всю силу вражью», одним словом, распространять, провозглашать Царствие Божье. Нагорная проповедь излучает такую власть. Здесь говорит Тот, Кто имеет царский Авторитет!
     Более того, здесь Тот, Кто имеет божественный Авторитет! Бросается в глаза, что Иисус говорит от Имени и Лица Бога, как Тот, Кто посвящён во все мысли, желания и волю Его. Так говорить имеет право лишь Тот, Кто един с Отцом! Слушая нагорную проповедь, мы начинаем постигать, что значат слова: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Иоанн. 1:18. Иисус, как Сын, «Сущий в недре Отчем» знает Бога, так сказать, «изнутри», а не только внешне или понаслышке…
     Он представляет Бога, и это не временная роль: Иисус представляет Бога, как истинный Бог! С полным правом пользуется Он неограниченной представительной властью, принимая уверовавших грешников в чин детей Божиих: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». Иоанн. 1:12.

Какою властью?

    Современники Иисуса вновь и вновь задавались этим вопросом: «Какою властью обладает Он? Кто дал Ему власть сию?» Ответ однозначен: Бог Отец «дал власть Ему над всякою плотью». Иоанн. 17:2. Уходя на небо, Иисус сказал ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Матф. 28:18. Христос волею Отца, наделён  Абсолютной , неограниченной властью над всем и вся!  Ему «покорились Ангелы и власти и силы» 1 Петра 3:22. Посадив Сына  одесную Себя, Отец поставил Его: «Превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви». Еф. 1:21-22.
     Власть Христа Абсолютна! Он победил своих врагов: дьявола, грех, смерть и ад! Их полное уничтожение только лишь вопрос ближайшего времени. Это время отпущено для нас с тобою, чтобы мы сознательно встали на сторону Иисуса! Кто не сделает того добровольно, по вере в Его имя, тому не избежать участи прочих врагов Господа. Используй время долготерпения Божьего для спасения твоей души! Обратись от власти сатаны к Богу, чтобы «получить прощение грехов и жребий с освящёнными».
Д. Ап. 26:18.
     Г. Дуздаль.