Три долины

Слово Божие – есть наша пища и питие, только оно даёт нам силу и жизнь. Оно учит, утешает, обличает и наставляет нас, и я хочу предложить три места писания для нашего назидания. Первое место: 2-я Парал.20:26. “А в четвёртый день собрались на долину благословения, так как там они благословили Господа. Посему и называют то место долиною благословения до сего дня”.
Второе место: Пс.83:7. “Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает её благословением”.
Третье место: Пс.22:4. “Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня”. Вот три места писания, где упоминается о трёх долинах.
Порассуждаем о долине благословения, потом о долине плача и долине смертной тени. Жизнь наша часто уподобляется ладье, плывущей по жизненному морю, на котором приходится встречать тихие пристани, где человек отдыхает, наслаждается жизнью. Но вот сгущаются тучи, подул ветер, и море начинает волноваться, а потом начинает бушевать и нашу ладью бросает вверх и вниз, и кажется сейчас мы погибнем. Часто бывает, что волны разбивают ладью. И мы поём гимн “Страшно бушует житейское море, сильные волны качают ладью. В ужасе смертном, в отчаянном горе: “Боже, мой Боже!” к Тебе вопию. К пристани тихой Твоих повелений путь мой направь и меня успокой. И из пучины житейских волнений к берегу выведи, Боже благой! Действительно наша жизнь похожа на ладью, плывущую по бушующему морю. Но Слово Божие называет  человека странником и пришельцем, который совершает свой жизненный путь. И так говорили о себе мужи веры, что они странники и пришельцы здесь на земле. Когда фараон спросил Иакова: сколько лет жизни твоей? Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и  несчастны дни жизни моей, и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их. (Быт.47:9). Мы поём “В пустыне странник я, и ночь темна. Отдых на камне лишь найдёт глава”.
Мне хотелось бы поговорить, как проходят дни нашего странствования, что может нас   встретить, и какие долины и места попадаются нам. Начнём с долины благословения. Когда Аммонитяне  и Моавитяне пришли воевать против Израиля и окружили их, они (израильтяне) были в страхе. Тогда на Иозиила, левита из сынов Асафовых, сошёл Дух Господень, среди собрания, и сказал он: слушайте, все Иудеи, и жители Иерусалима, и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия. И встали левиты из сынов Каафовых и  сынов Кореевых – хвалить Господа, Бога Израилева, голосом весьма громким. И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены. И пришёл Иосафат и народ его забирать добычу и набрали много имущества, золота, серебра и драгоценных вещей столько, что  не могли нести. А в четвёртый день собрались в долине благословения, и там они благословили Господа и назвали то место долиной благословения, и там они славили Бога и веселились. (2-я Парал.20).
И вот, когда наш путь проходит по прекрасным местам, когда у нас складывается всё хорошо: мы молоды, здоровы, счастливы, обеспечены, слава, удача, уважение – это действительно лучшие дни нашей жизни. Нам бы хотелось, чтобы наш путь всегда проходил этими местами. И нам хочется подольше задержаться в этих местах и в таком положении. Это есть та долина благословения, в которой мы можем отдохнуть душой. Я думаю, что когда мы нашли Господа, Который стал нашим путеводителем, Который ведёт нас среди этих искушений и сомнений, который даёт нам радость, утешение и покой. Разве это не долина благословений, когда мы приходим в собрание, слушаем Слово Божие, имеем общение, Господь даёт нам силы, здоровья, хлеб, одежду и хочется повторить снова и  снова, как хочется быть в такой долине и воскликнуть: как хорошо нам здесь быть! Но, увы! Нам нужно продолжать наш жизненный путь к вечности. И нам приходится вступать в безводную пустыню, и нас встречает голод, жажда, болезнь, слёзы разлуки.  Да, это и есть долина плача, по которой проходит человек, а особенно верующий человек.
Вы знаете Иова, о котором  говорит Сам Бог: такого, как Иов не было на земле человека: непорочный, справедливый, богобоязненный, удаляющийся от зла. Он был очень богат и знаменит, имел семь сыновей и три дочери, и проводил тихую, безмятежную жизнь. Он шёл долиною благословения, радовался и благословлял Бога. Но настал день, когда сгустились тучи и ему пришлось вступить и пойти долиной плача. Господь лишил его всего. И вот его слова плача: О, если бы верно взвешены были вопли мои и вместе с ними положили на весы страдание моё! Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы…И сказал Иов: Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: “зачался человек”. День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя! (Иов 3). И ниже он продолжает: Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем приняли меня колена? Зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно. Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода. Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло меня несчастие. И ниже он говорит: О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело моё, и уста мои наполнил бы оправданиями (Иов.23:3-4). Ещё и ныне горька речь моя, страдания мои тяжелее стонов моих. Но Он знает путь мой. Пусть испытает меня, выйду как золото.
Ещё много можно описывать, все слёзы и плач Иова, который он открыл в этой долине плача. Вы откройте книгу Иова и прочитайте её, не напрасно Иаков пишет в пример злострадание и долготерпение. Возьмите, братья мои, пророков, которые проходили этой долиной плача, и которые открывали источники и Господь наполнял их благословением. Иаков говорит: вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен (Иак.5:11). И Иов открывал свои источники и дождь Божий покрывал их благословением. Он находил силу проходить её (долину плача) и остаться верным своему Богу. Здесь хочется упомянуть и наших братьев, которые, начиная с тридцатых годов и по семьдесят пятые годы шли и проходили эту долину плача, были в ссылках, в тюрьмах, шли этапами тысячи километров в кандалах, расставались со своими любимыми семьями. И как не вспомнить послание Апостола Павла, которое так подходит к нашим мученикам, которые испытали поругание и побои, а также узы и темницы, были побиваемы камнями, подвергались пыткам, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, тарпя недостатки, скорби и озлобления. Те, которых весь мир был не достоин, а они скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. Они проходили долиной плача и долиной тени смертной, и многие из них не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о них нечто лучшее. И дествительно, когда читаешь их истории жизни – это был путь плача, слёз, смерти, но они остались верными своему Господу, потому что, проходя долиной плача, они умели в этих тяжёлых, я бы сказал, неимоверных условиях открыть источник силы и благословений.
Теперь, дорогие друзья, осталась третья долина, долина тени смертной. Что же представляет из себя эта долина? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Слово Божие ничего о ней не говорит определённо, кроме некоторых мест, где Давид упоминает о ней. Одно можно с уверенностью сказать, что долина тени смертной, это нечто страшнее, нежели долина плача. В словаре  тоже подробно ничего не говорится об этой долине. Автор словаря говорит, что предполагается два мнения. Одно связано с душевными и физическими переживаниями, когда человеку так тяжело, что не хватает сил ни духовных, ни физических, тогда даже не хочется жить. Другое мнение – это где-то в Палестине есть такая пустыня, которая непроходима, и одному человеку её невозможно пройти, где человек видит различные миражи и слышит разные голоса, и чувствует дыхание смерти. Конечно, то и другое представление подходит к этому названию, но я больше склонен предполагать первое представление, потому что в Библии есть несколько моментов, когда даже великие мужи веры доходили до такого состояния, как душевного, так и физического, когда люди желали умереть, или же неверующие сходили с ума. Когда читаешь Псалмы Давида, то видно, как тяжело он переживал гонения Саула и всех его врагов, включая поступок Авессалома, или как поносил его Семей, называя его убийцей и кровопийцем; как он плакал о гибели сына Авессалома: Авессалом, Авессалом, сын мой, Авессалом, о кто дал бы мне умереть вместо тебя! Иов тоже доходил до отчаяния, желая умереть, так тяжело было его душе. Илья, сильный пророк, но когда Иезавель поклялась убить его, он удалился в пустынное место на расстоянии дневного пути, сел под можжевеловым кустом и просил себе смерти. Это говорит о его тяжёлых душевных переживаниях. Доктор Муди, когда пишет о клинической смерти человека, когда душа человека выходит из тела, то она проходит тёмную туннель. Он говорит, что возможно это и есть долина тени смерти. Да, переход из этого мира в иной мир, тоже нелёгкий момент для человека: его одолевают сомнения и страх, и различные искушения. Об этом хорошо пишет Джон Буньян в своей книге “Путешествие Пилигрима”. Он прекрасно описывает, как Пилигрим проходит долину благословения, затем долину плача и долину тени смертной. Давид молится: Господи, услышь молитву мою и внемли воплю моему, не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у тебя и пришелец, как и отцы мои, отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде, нежели отойду и не будет меня. Да и Христос прошёл этими долинами. Он проходил по прекрасным местам, на горе Фавор, и когда Он входил в Иерусалим, его народ прославлял, а после чего Ему пришлось проходить и долиной плача  в Гефсиманском саду, где Он говорит, что душа Моя скорбит смертельно. И пот Е го был как капли Крови, и Он с сильным воплем и со слезами принёс моление Могущему спасти Его от смерти и был услышан за Своё благоволение. А потом Он прошёл и долину тени смертной, путь на Голгофу, на суде перед Пилатом, смерть на кресте и погребение в могиле после всего этого. Он воскрес и получил вечную славу.
И наши братья, многие из нас, проходили эту долину тени смертной. Говорят, что на Севере есть дороги и долины, которые называются дорогами смерти, они по обе стороны усеяны костьми павших и умерших людей, многие из которых были верующими, замученными за свидетельство слова Божия, и многие из них были доведены до отчаяния и просили у Господа смерти, а те, у которых были ещё силы, они проходили этой долиной плача и тени смертной с упованием и надеждой на Господа. Они хорошо знали Псалом: Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня (Пс.22:4). Многие говорили: межи мои прошли по прекрасным местам и наследие моё приятно для меня.
А поэтому, дорогие, дал бы нам Господь сил идти за Господом: поведёт ли Он  нас долиной благословения или долиной плача, и даже долиной тени смертной, то будем уповать на нашего Господа и тогда Он всегда будет с нами, и Его жезл и Его посох  они будут успокаивать нас, и мы во всех долинах будем открывать источники, и Господь наполнит их благословением.

ЯКИМЦЕВ Василий Антонович.

Visit www.betroll.co.uk the best bookies