«Се, гряду скоро...»

... держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего" (Отк. 3:11)

Независимо от того, верим ли мы в это или нет, Господь грядет! Готовы ли мы к встрече с Ним? Сохраним ли свою веру до Его Второго пришествия?

Мы живем в удивительное время, удивительное по многим причинам. Но я бы хотел выделить только одну из них: на наших глазах, и очень быстро, у многих людей происходит подмена такого понятия, как "что такое хорошо" и "что такое плохо". Приведу пример. 20 лет назад абсолютно все понимали, что брюки без дыр - это нормально, это хорошо. А если была дыра, то это плохо, это говорило о том, что либо хозяин неряха, либо он - бедный человек. Сегодня же прямо в магазине новая вещь продается с дырами, и люди покупают ее и носят.
Но то, на что я обращаю внимание, это не дырявые джинсы, а прежде всего произошедшие перемены в сознании людей, изменившие представления об окружающих предметах, в том числе и об одежде. Порванные брюки... Это было плохо 500 лет назад, 100 лет назад, это было плохо 20 лет назад. Тогда никто не ставил это под сомнение. Сегодня будто кто-то во всеуслышанье заявил: "А почему, собственно, это плохо и ненормально?"
Нас постепенно приучают к тому, что сами по себе понятия "правильно" и "неправильно", "хорошо" и "плохо", "можно" и "нельзя" весьма относительны. Самое главное, говорят нам, чтобы тебе было комфортно и удобно, а остальное: и общественное мнение, и ценности, существовавшие в обществе веками, и многое другое - уже не имеет значения.
Проблемы встают тогда, когда такой подход переносится и в духовную сферу, когда ставятся под сомнение основополагающие устои человеческого общества: авторитет старшего поколения, уважение к родителям и учителям в школе, принципы традициий семьи... Это уже по-настоящему серьезные трудные проблемы.

Все, сказанное Христом, исполнится

Священное Писание предупреждает нас, что в последнее время вера во Второе пришествие Господа Иисуса Христа - одна из областей, которая с особенной силой будет подвергаться атакам диавола. Апостол Петр по этому поводу пишет: "Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же" (2Пет. 3:3-4).
На протяжении всей истории человечества люди жили с мыслью, что наступит день, когда Бог придет на землю и принесет воздаяние и праведным, и нечестивым. Это очень сильно влияло на жизнь человека, на его поступки, на его отношение к другим людям. Сегодня же нам говорят: "Кто сказал, что Он придет?" В этом заявлении выражено не только сомнение в самом факте существования Бога и скором пришествии Христа. Такие заявления выбивают из-под ног человека то основание, на котором он мог бы строить свою жизнь так, чтобы в день Суда пред святым лицом Божиим ему не было бы стыдно за то, как прошел его земной путь.
"Се, гряду скоро", - говорит нам Сам Господь. Можем ли мы доверять этим словам так же, как доверяли наши отцы и деды? Или сегодня они потеряли силу и у нас нет больше оснований ждать Второго пришествия Иисуса Христа и готовиться к нему? Здесь уместно впомнить слова Господа о том, что "небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Лк. 21:33). Если сравнить, что более надежно: небо и земля или Слово Господа, то очевидно, что Слово Господа гораздо более надежно: оно неизменно. Ни земли, ни неба когда-то не будет, но Слово Господа не потеряет своей силы, и записанное в нем исполнится до точности. Это обещание христиане радостно славят в гимне "Обетованья всегда пребудут":
Что обещал Бог, то Он исполнит,
Хотя бы в жизни погибло все,
Хотя бы звезды погасли в небе,
Обетованья все стоят.
Дорогой брат и сестра! Не позволяй никому сеять в твое сердце сомнение в том, что Господь придет во второй раз. Все, что Он обещал, исполнится независимо от того, кто и что об этом думает. Даже если весь мир будет утверждать обратное, все, что сказал Иисус, обязательно произойдет.

«Держи, что имеешь...»

Что, действительно, ценно в христианской жизни и что нам необходимо удерживать? Думаю, нам надо держать и дорожить:
- тем крестом, который возложил на нас Небесный Отец;
- тем служением, которое вверено Господом;
- принципами семейной жизни, которые установлены Господом от начала.
Особенно нам необходимо сохранять и удерживать нашу веру. "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (2Тим. 4:7-8). Эти слова апостола Павла являются своеобразным подведением итога его жизненного пути.
Представляю, как Павел оглядывается назад и вспоминает многих, кто когда-то следовал за Христом, но не смог сохранить своей веры, потерпев в ней кораблекрушение. Подводя свой итог, Павел с удовлетворением говорит: "Я веру сохранил".
Вера - это та драгоценная ниточка, которая связывает нас с Богом, но она, к сожалению, может легко порваться. Сегодня рой проповедников пытается внушить нам, что наше спасение, которое, безусловно, базируется на вере, - это нечто незыблемое, что его абсолютно невозможно потерять. Действительно ли это так?
Не обольщаясь, давайте посмотрим вокруг. Сколько рядом с нами обломков «кораблей», потерпевших крушение в вере!! Знаю одного человека, которого характеризовали так: он имеет искреннюю веру, любовь к Богу и церкви, добрые плоды жизни. Все это у него было! Но сегодня он зависим от алкоголя, заносчив, нередко пускает в ход кулаки, ведет совершенно нехристианскую жизнь. Душа его потерпела кораблекрушение в вере: этот человек не смог ее сохранить и удержать.
Закономерен вопрос: каким же образом мы можем сохранить нашу веру? Библия, говоря о вере, напрямую связывает ее со Словом Божиим: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10:17). Значит, сможем мы сохранить свою веру или нет, зависит от нашего отношения к Слову Божьему.

На разной почве собирается разный урожай

В Евангелии от Луки записана притча Иисуса Христа, в которой Господь дает иллюстрацию духовных процессов на простом житейском примере. Земля в притче - почва человеческих сердец. Семя, которое сеется, - Слово Божие. Слово Божие одно, но почва разная. И урожай, соответственно, собирается разный. Рассмотрим четыре вида почвы, о которых говорит Иисус (Лк. 5:15).
Первый. "Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его... А упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись" (Лк. 8:5,12). Этот вид человеческих сердец сравнивается с почвой при дороге. Это наиболее несчастные люди. Дьявол так быстро похищает Слово Божие из таких сердец, что они даже не успевают уверовать в Бога. И те, кто давно находится в церкви, могли неоднократно наблюдать этот процесс.
Ярким примером того, как сатана похищает Слово Божие из сердец людских, является пример Содома и Гоморры. Господь предупредил Лота о том, что эти города будут уничтожены, позволив ему вывести из города тех, кто был для него близок: "И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит" (Быт. 19:14). Буквально на следующий день никого из этих молодых людей не осталось в живых. Они погибли, даже не успев уверовать: сатане удалось обмануть их и быстро похитить Слово Божие из их сердец.
Второй. "А иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги... А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают" (Лук. 8:6,13). Эта категория человеческих сердец сравнивается с неглубоким слоем почвы. Они, уверовав, но не имея глубоких христианских корней, не могут преодолеть искушений и в итоге отпадают. О них в Библии сказано: "Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи" (2 Пет. 2:20-22).
Вспоминаю одного молодого человека, уверовавшего в Господа. В его жизни происходили такие перемены, что их просто нельзя было не заметить. Мы все очень за него радовались. Но однажды произошло серьезное падение. Церковь переживала за него, делала все, чтобы помочь ему подняться. Я хорошо помню, как он встретился со мною и заявил: "Мне очень нравится этот грех, и я просто не хочу его оставлять". За короткое время все добрые изменения в его жизни (а изменения были колоссальные и внешние, и внутренние) были потеряны.
Третий. "А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его... а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода" (Лк. 8:7,14). В таком сердце семя Слова Божьего заглушается тернием, или сорняками. Кто соприкасался с земледелием, знает, что совсем немного благородных растений, которые, если за ними не ухаживать, могут самостоятельно выжить, оказавшись сильнее сорняков. Практически всегда сорняки побеждают. Необходимо приложить много усилий, чтобы от них избавиться. Тот же процесс происходит и в наших сердцах. Господь выделил три вида «сорняков», которые угрожают нашей христианской жизни: заботы, богатство, наслаждения житейские.
Давайте проверим, не растет ли в нашем сердце один из этих трех "сорняков"? Это особенно актуально в связи со Вторым пришествием нашего Господа: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого" (Лк. 21:34-36).
Четвертый. "А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!" (Лк. 8:15).
Я особо обращаю ваше внимание на слова: "хранят его в добром и чистом сердце". Для таких сердец призыв Христа "держи, что имеешь", актуален как никогда.

Держаться образца здравого учения

Священное Писание говорит, что нам не только необходимо удерживать Слово Божие, чтобы сохранить свою веру, но и "держаться образца здравого учения" (2Тим. 1:13). Сегодня различных учений так много, что лжеучители с Библией в руках пытаются обосновать все, что угодно, порой даже явно греховное. Вспоминаю, как мы подготовили радиопередачу о дружбе, использовав текст из Библии, где Давид говорит, что для него любовь Ионафана была превыше любви женской. Никогда не смог бы подумать, что сегодня есть люди, и их немало, кто использует этот текст, чтобы обосновать грех гомосексуализма!
Действительно, дорогие, мы вступили в тот период времени, о котором Библия говорит: "Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2Тим. 4:1-4).
Что происходит, когда мы не держимся образца здравого учения?
У нас начинают меняться стандарты, мы по-другому воспринимаем святую богоугодную жизнь. К примеру, еще совсем недавно никого не нужно было убеждать, что алкоголь для верующего недопустим - сегодня у целого ряда людей это представление изменилось. Или: кто из нас раньше хотел бы пойти служить в советскую армию или работать в милицию? Большинство христиан имело ясное представление о библейском принципе непротивления злу и отношению к оружию. Сегодня иначе: многие молодые верующие пренебрегают этими вопросами.
Я мог бы долго перечислять, как меняется жизнь христиан, когда мы отступаем от образца здравого учения. И поэтому, "держи, что имеешь": храни Слово Божие в добром и чистом сердце, держись образца здравого учения, держись стандартов святой богоугодной жизни. И тогда, в конце своей земной жизни, как и апостол Павел, ты сможешь сказать: "течение совершил, веру сохранил, а теперь мне готовится венец правды".
Не могу не напомнить еще одно место Священного Писания: "И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле" (Отк. 3:10).
Аминь.    

Пастор Константин ЛИХОВОДОВ
(Бишкек, Кыргызстан) Журнал «Голос Истины»