Должно вам родиться свыше

По вопросу рождения свыше существует много мнений и толкований, вокруг которых ведутся споры. Хочу обратить внимание на два момента, которые лежат в основании данных размышлений. Во-первых, будем строго держаться евангельского порядка. Этот порядок заключается в том, что духовному рождению свыше предшествует покаяние и обращение: то есть тех, кто обратился к Богу с искренним покаянием, Бог духовно возрождает.
Учение Кальвина провозглашает обратное: якобы сначала Бог возрождает через избрание и призвание, а затем человек уже способен покаяться. Это не соответствует учению Евангелия. Приведу одно место из Священного Писания. В своей проповеди апостол Пётр говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). Вопрос рождения свыше мы рассматриваем в полной связи с вопросом покаяния по образцу здравого учения. Покаяние — значит искреннее праведное сожаление и сокрушение о греховной жизни, своём неверии, решительное отвращение к этому пути и становление на путь веры. В этой связи мы не обсуждаем здесь разные практические ситуации, которые начинаются со слов: «А если неискренно покаялся, а если ...» и т. д. Мы рассматриваем исключительно евангельский образец покаяния и рождения свыше.
Вопрос рождения свыше был поднят во время беседы Христа с Никодимом (Ин.З). В этой же беседе Господь подчёркивает особую важность этой истины. В третьем стихе этой главы Иисус говорит: «кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия», а в шестом стихе добавляет: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Из этих слов вытекает, что это необходимое условие для тех, кто желает войти в Царствие Божие. Давайте внимательно рассмотрим, на что обращает внимание наш Господь и Учитель, раскрывая эту важную и необходимую истину.
Первое. Господь говорит: кто не родится ... Обратим на это серьёзное внимание. Рождённое — это значит вновь сотворённое, это новая жизнь, новое начало, новая природа. Это не подновлённое ветхое здание, но новое, на новом фундаменте. Это не принесение чего-то нового в старую ветхую природу человека, но отвержение старого и принятие нового. Послушайте, что говорит апостол Павел в первом послании Кор. 3:10: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание...» Этим основанием является Иисус Христос. Он есть краеугольный камень нового строения. Более того, Павел добавляет: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Исполненный Святого Духа, апостол Пётр перед синедрионом засвидетельствовал: «Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения» (Деян. 4:11). Итак, рождение свыше — это новый фундамент и абсолютно новая жизнь, новое строение, это рождение нового человека. «Кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор. 5:17). Это значит: новое мышление, новые цели, новые Христовы чувствования. Идея нового рождения уже просматривалась в Ветхом Завете. Так мы читаем в книге пророка Иезекииля следующее: Господь говорит «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное: чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои, и выполняли их» (Иез.11:19-20). Проверим себя, дорогие друзья, имеем ли мы в своей жизни этот новый ФУНДАМЕНТ, возводим ли новое строение на этом Камне? Возможно, мы всё ещё подновляем старое или из развалившегося старого желаем что-то употребить для нового строения. Бесполезная трата времени. Апостол Павел говорит: «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть, в плоти моей, доброе» (Рим.7:18). Другими словами: «в моей плоти нет ничего такого, что я мог бы взять и употребить для нового строения». Должно РОДИТЬСЯ — сказал Спаситель, родиться заново, родиться свыше.
Второе. Это рождение происходит СВЫШЕ. Поясняя, Господь говорит: «родиться от воды и Духа». Родиться от Духа Святого и от Слова Божия. Это рождение не совершается человеческой мудростью или человеческой силой, но совершается исключительно благословенной силой Духа Святого через Слово Божие. «Восхотев, родил Он нас словом истины...» (Иак. 1:18). Никодиму Учитель говорит: «Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть Дух». (Ин.3:6). От нашего первого, физического, рождения мы унаследовали ветхую, греховную, природу, поэтому, чтобы получить новую, духовную, природу, нам необходимо родиться от Духа. При сотворении человека в саду Едемском Бог определил, чтобы духовное начало человека господствовало над телесным. Так и было до грехопадения. Но когда Адам и Ева вкусили запретного плода, согрешили, произошла перемена власти в естестве человека. Плоть и похоть захватили её и стали господствовать над человеком. «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:16).
«В день, в который вкусишь запрещённого плода, смертью умрёшь», — сказал Господь Адаму. И это произошло, человек духовно умер. С того времени духовная «мёртвость» стала передаться всем человекам при физическом рождении. Но цель Бога — вернуть в человеке господство духовного над плотским. Для этого умершее духовное начало при грехопадении должно появиться снова. Рождённое от Духа есть дух. По этой причине Господь просит Никодима не удивляться, и пусть не удивляется никто из людей: «должно вам родиться свыше» Это обязательно, это не просто внешняя перемена, но необходимое условие для входа в Царствие Божье. Один Божий муж сказал: «Недостаточно переменить одежду или изменить выражение лица, но мы должны облечься в нового человека, стать новым творением».
Рождённое от Духа есть дух. Наши души должны быть оживлены. Они вновь должны быть рождены для Божественной и небесной жизни, для жизни общения с Богом. Святой апостол Пётр говорит: «Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия..., дабы вы соделались причастниками Божеского естества» (2Петр.1:3-4). Это значит, что рождённый свыше живёт по духу, а не по плоти. В таком человеке живёт естество Предвечного Бога. Оно проявляется в повседневной жизни, и более того, оно господствует над плотью. Очень ярко об этом пишет Павел в послании к Римлянам в 8 главе: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир: потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас.
Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:5-9). Вот он «отвес» Божьего Слова, по которому любой человек, называющий себя христианином, может определить, рождён он свыше или нет. Развивая эту мысль, уместно будет привести слова того же апостола из послания к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5:22, 23). Если мы живём духом, или, иными словами, если мы рождены свыше, от Духа, то по духу и поступать должны, то есть приносить плоды. Вот оно практическое богословие рождения свыше, доступное любому верующему.
И ещё одна мысль по вопросу: «Рождён я свыше или не рождён?» Ведь каждый нормальный христианин озабочен этим вопросом. «Рождённое» — значит проявляющее признаки жизни. Всё рождённое растёт и развивается, хотя и не всегда одинаково. Одно более пышно и заметно, другое тихо и спокойно. Одно развивается здоровым и красивым, другое болезненным и невзрачным. Но в любом случае «рождённое» либо растёт, либо умирает. Этот момент тоже очень важен. Учение о невозможности потерять спасение провозглашает: «Спасённый спасение не теряет, а если он отпал, то он и не был спасён». Но «рожденное» может умереть, не расти и не развиваться. Но оно было рождено! Нерожденое расти не может.
Этот закон жизни действует не только в материальном мире, но и в духовном. Оно нерождёное, его нет. Христианин, если ты чувствуешь духовный рост, если духом умерщвляешь дела плотские, если переходишь от веры в веру, то есть вера твоя возрастает, значит ты растёшь, значит ты рождён свыше, от Духа. Если ты усмиряешь и порабощаешь тело своё, подобно апостолу Павлу значит ты рождён свыше. Если «Закон Господа для тебя вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота» (Пс. 18), то ты рождён свыше и духовно растёшь. Если «как лань желает к потокам воды, так желает душа твоя к Богу», то ты живой, ты рождён (Пс.41:2). Если ты, забывая заднее, простираешься вперёд, подобно Павлу, чтобы достигнуть и познать Христа, Слава Богу, ты живой и растёшь. Если для тебя жизнь — Христос, а в смерти ты видишь приобретение — благодарение Богу, ты рождён. Мёртвый, нерожденный, не растёт и подобных переживаний не имеет. К сожалению, некоторые рождённые свыше не питают своего внутреннего человека Словом Жизни и умирают, так и не познав, что такое духовный рост. Священное Писание полно таких примеров.
И заканчивая эти краткие рассуждения по столь важному вопросу, хочу заметить, что покаяние, обращение и рождение свыше коренным образом отличаются у большинства людей. В этой связи пусть никто своё покаяние и рождение не определяет по опыту других людей, ибо в таком случае может быть ошибка, разочарование и даже отпадение от веры. У каждого свой опыт, каждая душа имеет свою неповторимую встречу с Господом и свои личные, неповторимые отношения с Богом.
А.К. Сипко, Спокен, США.