Предопределение

Предопределение – это один из догматов веры, которого придерживаются некоторые течения христианской церкви. Согласно этому догмату, всезнающий Бог уже заранее предопределил одних людей к добру, а других – ко злу; одних – к вечному блаженству, а других – к вечному осуждению, что спасутся якобы только те, кого Бог избрал «прежде создания мира».
Учение о предопределении, не далеко ушло от фанатизма, утверждающего, что всё, предназначенное судьбой, неотвратимо и неизбежно. Люди не могут, они бессильны и беспомощны, изменить свой рок, свой фатум. То, чему суждено быть, непременно будет, а то, чему не суждено, никогда не случится.
 Учение о предопределении было разработано христианским философом Августином Блаженным (354-439г.г). Этот философ учил, что Божье решение – кого спасти и кого погубить – не подлежит никакому сомнению, изменению или нарушению, как оно неоспоримо и непреложно. Он учил, что в греховной природе человека нет ничего такого, что располагало бы его к святой жизни и влекло к Богу. Он доказывал, что в момент грехопадения человек утратил не только образ и подобие, но и свободную волю. Учение Августина было одобрено и принято Западной церковью на соборе, состоявшемся в Ароссио в 529 году. Такое решение собора было продиктовано необходимостью борьбы с другой богословской крайностью, проповедуемой в Африке британским монахом Пелагием. Пелагиане отрицали наследственность первородного греха. Будучи сам строгим аскетом и познакомившись с другими аскетами, Пелагий учил, что человек имеет свободную волю и способен совершенствоваться и достигать вершин святости и без внешнего воздействия и помощи благодати Божьей. Эта ересь Пелагия была осуждена церковью на Вселенском соборе в Эфесе (431 г.).
Мартин Лютер (1483-1546г.г) вначале был склонен к этой идее предопределения и даже кое-что написал в её защиту. Но его сотрудники и ближайшее окружение решительно воспротивились, и Лютер вынужден был отказаться и переменить свой взгляд. Позже, собор Лютеранской церкви, формулировал лютеранское вероучение, отказался внести в него доктрину предопределения.
Спустя короткое время Жан Кальвин (1509-1564г.г), захваченный этой доктриной, стал во главе её приверженцев, которые стали называться кальвинистами. Сам Кальвин был студентом богословия, исполнявший обязанности католического священника. Но, встретившись с учением предопределения, отказался от богословия, священства и стал адвокатом, что дало ему возможность проповедовать своё учение в разных столицах Европы, в салонах высокопоставленных лиц. Подвергаясь постоянным гонениям со стороны католической церкви, Кальвин должен был бежать из Франции в Швейцарию (в г. Базель), где вскоре издал книгу «Христианский устав», в которой и изложил своё учение.
По учению Кальвина, предопределение должно считаться основным догматом христианства. Он признавал полное растление человеческой природы и непреодолимость Божественной благодати, которая была альфа и омега в деле спасения человека. Он признавал, что Христос умер на Голгофе только за грехи предопределённых к спасению, но никак не за грехи всего рода человеческого. Кроме того, Кальвин категорически отрицал наличие свободной воли в человеке…

Предведение Божье

Проповедуя доктрину предопределения, поборники её любят ссылаться на следующие слова Апостола Павла: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил…». Поясняя слово «предузнал», они смешивают его со словом -«предвидел», что так будет, вот так и вышло.
Но, слово «предузнал», означает – знать заранее, наперёд. В данном случае «предведать» значительнее «предвидеть». В слове «предвидеть» есть некоторый элемент предугадывания того, что должно произойти в будущем. Тогда как, слово «предузнал» означает, что Бог пользовался Своим Божественным всезнанием или «предведением», охватывая время: прошлое, настоящее и будущее, как написано: «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15:18).
Важно помнить, что вечный Бог – вне времени. Бог имеет абсолютное знание. У Бога всё в совершённом виде. А люди, ограниченные временем, умом и знанием, должны ждать, пока то или иное событие совершится, а для всезнающего Бога оно уже совершилось. То, что для нас не существует или будет существовать через 10-20 лет, для Бога уже существует. Слово Божье повествует, что Бог называет «несуществующее, как существующее» (Рим.4:17). Аврааму Бог говорит: Я (уже) поставил тебя отцом многих народов». Бог видел Авраама отцом множества, когда сам Авраам был ещё бездетным и без надежды когда-либо иметь наследника. В лице Авраама Бог видел всю грядущую историю Израиля и роль этого народа в деле Боговоплощения и явления в мир Спасителя.
По Своему Божественному предведению Бог видел историю церкви прежде создания мира, прежде Боговоплощения, Голгофы и Пятидесятницы. Бог уже видит абсолютно точные результаты проповеди Евангелия на земле, от первого человека, уверовавшего через проповедь Петра, до последнего, который уверует перед восхищением Церкви. Бог видит каждого ещё не уверовавшего человека так, как если бы он уже уверовал. И это Его предведение – непогрешимо, неизменно и непреложно. Апостолы напоминают нам, верующим, что мы уже «имеем спасение», «перешли от смерти в жизнь», жизнь наша сокрыта со Христом в Боге», Бог уже «посадил нас на небесах».
Помня это, было бы нелепо допустить, что Бог (Отец вечности, вечная сила и Божество, совершенная мудрость и разум) не имея совершенного плана для созданного человека и всего мироздания, предоставив всё сущее воли слепой судьбы. Напротив, «…мы Им живём и движемся, и существуем…» (Деян.17:28). «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих. С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Пс.32:13-15).
В такой же мере абсурдна мысль, что Божье предведение и всезнание легли в основу Божьего предопределения: одних людей к спасению, а других к гибели.

Предопределение Божье

Существует великая пропасть между предопределением Божьим, каким оно открыто людям в Священном Писании, и тем предопределением, которое возникло в человеческом воображении и не соответствует истине. Вот то место из Писания, на которое ссылаются приверженцы теории предопределения: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего…» (Рим.8:29).
Для того, чтобы вскрыть ошибку, в которую впали предопределенцы, нужно только более внимательно прочесть приведённый выше текст. В этом стихе говорится о предопределении, не имеющем ничего общего с предопределением кого-то к гибели или же к спасению. Однако цитируя этот стих, предопределенцы любят подчеркнуть: «Видите, даже Апостол Павел учит о предопределении!»
Хм, да! Мы не отрицаем того, что Апостол Павел пользовался этим словом, но в каком смысле?
Предопределение, о котором Апостол Павел говорил, относится не к спасению или гибели людей, а к освящению жизни уже спасённых, к их Богоуподоблению, к их вечной славе. Тех, кого Бог по Своему предузнанию видел уже спасёнными, «тем (не тех) и предопределил быть подобными образу Сына Своего». Бог так любит Своего Единородного Сына, что восхотел, чтобы и всякий искупленный Им был похож на Сына, был подобный этому образу.
Человек был создан по образу и подобию Божьему, но впал в грех и утратил этот образ. Христос воплотился для того, чтобы этот образ восстановить.
Принимая на Себя человеческую плоть, Христос должен был во всём уподобиться братьям, стать Сыном Человеческим. Так и сыны человеческие, спасённые по Его благодати и соделавшись «причастниками Божественного естества», - должны стать сынами Божьими. Поэтому Бог всем, «которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими» (Ин.1:12). Именно тем, «которые от Бога родились», Бог предопределил расти в познании Сына Божьего, «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13)
Для этого Бог дал искупленным  Духа Своего Святого. «Ибо воля Божья есть освящение ваше…», - пишет Апостол Павел (1Фес.4:3). Так понимали предопределение верующие древнеапостольской церкви. Они могли сказать: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господнего Духа» (2Кор.3:18). Это прогрессивное Богоуподобие придёт к своему завершению при нашей личной встрече с грядущим Христом, как написано: «Возлюбленные! мы теперь дети Божьи; но ещё не знаем, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему,
потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2).
Вот  что приготовил Господь для всех возлюбивших явление Его! Вот о каком предопределении учит Апостол Павел, чтобы мы были подобны Христу по своей духовной сущности: как носили образ перстного, так чтобы носили и образ Небесного! Чтобы мы были подобны Ему в наших взаимоотношениях с Небесным Отцом. Чтобы Дух Божий свидетельствовал духу нашему, что мы – дети Божьи. Чтобы мы были подобны Ему в нашем служении, как Он – Свидетель верный и истинный, как и нам быть Его свидетелями, чтобы мы были подобны Ему в жизни и характере: поступали так, как Он поступал (1Ин.2:6).

Ложное предопределение

Главным представителем ложного предопределения является француз Жан Кальвин. Этот богослов и юрист был известен в узких кругах своих современников как фанатичный сектант. Он был преследуемый католической церковью, но и сам беспощадно гнал инакомыслящих и расправлялся с противниками. Следует вспомнить слова Спасителя: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри волки хищные: по плодам их узнаете их» (Мф.7:15-16).
Среди множества  заблуждений, самым пагубным следует считать заблуждение о предопределении. Предопределение к вечной гибели человека, не имеющего права выбора, делает Бога виновником существования зла, уничтожает в человеке его моральное отличие и объявляет бесполезными и пустыми все наши усилия и надежды на спасение.
Даже Августин, запутавшийся в своих философских и богословских рассуждениях о предопределении, пришёл к выводу, что Бог не мог быть автором такого жестокого и несправедливого предопределения. «Грешно даже говорить о том, что Бог предопределил что-либо, кроме добра», - писал Августин. «Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, спим ли, жили вместе с Ним» (1Фес.5:9-10).
Бог не предопределял к гибели ни одного человека. Каждый человек погибает по собственной вине. Бог избрал Израиля для великого дела, для возвышенных целей: «Ты раб Мой Израиль, в тебе Я  прославлюсь» (Ис.49:3). Но, наступил день, когда Господь должен был сказать: «Погубил ты себя Израиль» (Ос.13:9), - «…приготовь к сретению Бога твоего Израиль» (Ам.4:12)

Свободная воля человека

Ложное учение о предопределении в корне противоречило здравому смыслу и учению Слова Божьего о свободной воле человека. И Кальвин, ни мало не сомневаясь, не замедлил выбросить из своего вероучения свободную волю.
Что такое воля? Воля – это свойство человеческой души или психики, выражающееся в способности добиваться осуществления поставленных перед собой целей, осуществлять стремления. Человек создан со способностью избирать, что делать, чем заниматься и кем стать.
Существует три вида воли. 1. естественная воля. Человек обладает свободой мышления, суждения, взглядов, поведения, решений, выбора. Отрицающие свободную волю в человеке, говорят: «В Библии не сказано об этом!». Высказывать такую нелепость способен лишь тот, кто не читал и не знает Библии. Ибо, этот вид воли подразумевается буквально на каждой странице!
Бог создал Адама существом разумным, мыслящим, морально свободным, обладающим даром речи, совестью, памятью и волевой способностью. Иначе, Божьи условия, требования и повеления, предъявленные Адаму, не имели бы ни основания, ни логики. Только человеку было приказано: «…плодов дерева, которое среди рая… не ешьте их и не прикасайтесь к ним» (Быт.3:3). Всякое такое повеление возможно только при условии свободы выбора и решения. Не было ни одного пророка или Апостола, который не признавал бы свободной воли человека и не считался бы с ней! Кому не хватает, вот место в Писании, где фигурирует слово «Воля»: «…властен в своей воле…» (1Кор.7:37).
2. второй вид воли – это решение навязанное, вынужденное, выбор по необходимости, обусловленный теми или иными обстоятельствами. Например: узник хотел бы быть на воле, но не имеет такой возможности, поэтому он должен находится в узах, смирившись с обстоятельствами. В этом проявление его воли.
3. третий вид воли – это христианская свобода. Это та свобода решений и действий, которая доступна только возрождённому; свобода живущего «не по плоти, но по духу», свобода того, кого «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил от закона греха и смерти» (Рим.8). «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор.3:17). Это та внутренняя
духовная свобода, которую возможно иметь в сердце во всех обстоятельствах и условиях жизни. Многие страдающие за Христа убедились в том, что со Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на свободе тюрьма.
К этому последнему виду свободы приводит только Христос: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36).
Предопределенцы, отрицая свободу воли человека, цитируют слова Апостла Павла к Тимофею: «Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю», - и относят это ко всему человечеству, тогда как слова эти в данном случае, касаются только противников Евангелия. Полный текст Писания звучит так: «…рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю». (2 Тим.2:24-26).
Уже одно то, что сатана может уловить человеческую волю в свою сатанинскую, подтверждает тот факт, что воля существует. В противном случае, было бы нечего улавливать.
Сатана уловил однажды волю Апостола Петра, когда тот советовал Христу избежать Голгофских страданий, говоря: «Будь милостив к Себе Господи! Да не будет этого с Тобою!». Христос тогда сказал Петру: «Отойди от Меня сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое» (Мф.16:22-23). Но это не значит, что Апостол Пётр раз и навсегда лишился своей воли.
Из всего выше сказанного мы заключаем, что греховное рабство не лишает человека свободы воли. Сатана может уловить его в свою волю, поработить и держать во грехе, но сатана не имеет ни силы, ни права лишить человека свободного выбора, лишить его человеческой воли. Писание знает не свободного человека, но несвободной воли не знает.
Отрицая свободу воли в человеке – значит возводить на Бога тяжкое обвинение в Его нелогичности, несправедливости и лицеприятие. Моральная ответственность человека логична, если у него есть свобода выбора. Если же человек лишён свободного волеизъявления, тем, что Бог прежде его рождения уже предопределил его к греховной, безбожной жизни и вечной погибели, то человек, греша и погибая, только выполняет предначертанные свыше планы и волю Божью. Скажем больше, если Бог предопределил человека, к погибели, то виноват в своей гибели уже не человек, а Бог, Который предопределил его к этому.
Суммируя всё выше сказанное о свободной воле человека, надо добавить следующее: до тех пор, пока человек способен здраво мыслить, рассуждать, он ответственен за свои чувства, мысли, слова, действия, поступки и характер. Он ответственен за собственную жизнь и вечную участь. Безответственным может быть только сумасшедший!

Благодать, свободная воля и вера

Никто не станет отрицать, что все лжеучения, заблуждения и ереси порождаются крайней человеческой узостью и односторонностью. Еретики – это люди, играющие на одной струне, не имеющие понятия о дивных Божьих аккордах Библии.
Односторонность во взгляде на предметы всегда ведёт к ложным выводам. Любой предмет может оказаться двухсторонним, разносторонним, многосторонним. Но, истина Божья – всесторонняя, всеохватывающая и никогда сама себе не противоречащая. Этой всесторонностью истины многие пренебрегали. Поэтому: одни делают упор на четвёртую заповедь, другие на исцеление и языки, третьи – на добрые дела, четвёртые на любовь, пятые – на таинства, аскетизм и т.п. Кто же из них прав? Что говорит Библия? «Заблуждаетесь, не зная Писания, ни силы Божией». (Мф.22:29). Мало знать Писание и ловко жонглировать его текстами, главными и отдельными словами. Надо отвести должное место силе Божьей, без которой знание превращаются в начётничество и бездушный догматизм.
Что такое благодать? Благодать  переводится с греческого языка «харизма» и означает: дар, не заслуженно проявленная милость, пощада, помилование, амнистия. Русское слово «благодать», означает «дать  благо». Высшее благо для человека, которому вынесен смертный приговор, - прощение, освобождение от наказания, от смерти.
Высшее благо для погибающего грешника «Божье помилование, которое он получает по вере в заместительство Христа». Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру…» (Рим.3:24-25).
Назначение благодати – расположить грешника к осознанию своей вины и незаслуженного им Божьего милосердия и тем способствовать его покаянию, обращению, освящению и служению.
Нам нечем гордится, ибо в совершении нашего спасения ничего нет нашего, ибо всё от Бога. Мы не можем усматривать какой-то заслуги в том, что мы уверовали, ибо и вера наша пришла к нам от слышания слова Божьего. Но, при всём этом, никакая преизобилующая сила Божья не устраняет сознательного решения, желания и согласия человека принять дар Божьего спасения. Дары благодати, веры и  спасения, навязанные человеку извне, были бы для грешника скорее насилием, чем его подлинным, свободным волеизъявлением.
Вот почему сказано: «…получая спасение даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:24), в то же время, это даровое оправдание мы получаем только верой. «Ибо, благодатью вы спасены через веру…» (Еф.2:8). Единственным условием спасения грешника Бог избрал всем доступную, детскую веру, а не его разум, не характер, не собственную духовность и не предопределение.
Вера – это внутреннее сердечное решение грешника принять Евангелие благодати Божьей, радостную весть Божьего помилования, адресованную всякому кающемуся грешнику. Вера, не приводящая грешника к такому решению, - логичная, мёртвая. А шаг веры – это, своего рода решение, акт повиновения, покорность благовествованию (Рим.10:16). И, напротив: неверие – это акт непослушание благовествованию. Подлинное послушание добру или злу не мыслимо без свободной воли!

Всё ли человечество искупил Христос?

За кого умер Христос? За весь мир, или только за тех, кого Он предопределил ко спасению? Ведь предпределенцы убеждены, что Христос искупил только тех, кто был избран Богом прежде создания мира.
Кажется, что мысль об ограниченной любви Божьей и частичном искуплении, распространяющем своё действие только на скромную группу привилегированных грешников, не должна возникнуть в уме здравомыслящего человека. Однако она не только возникла, и стала одним из догматов вероучения людей, склонных мудрствовать сверх того, что написано (1Кор.4:6). Хотя написано было по воле Божьей, так как писали святые люди, движимые Духом Святым (2Пет.1:21). И вот, что они написали: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир
спасён был через Него» (Ин.3:16-17).
«…Сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира…» (Ин.4:42). «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин.1:29). «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдаю за жизнь мира» (Ин.6:51). «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:2). «Мы же видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (1Ин.4:14).
При такой изумительной ясности, какую дают по затронутому вопросу вышеприведённые стихи Священного Писания, читатель может спросить: «На чём основываются предопределенцы в своём заблуждении?». На словах молитвы, которую Господь произнёс, прощаясь с учениками. Они подчёркивают, что Христос молился только об учениках: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». (Ин17:9).
Сторонники предопределения неспособны понять, что взволнованная молитва страждущего Господа вызвана не проблемами мира, а наступившими незабвенными минутами разлуки, с горсткой, остающихся в мире учеников, окружённых врагами. «Они не от мира, как и Я не от мира… , Я предал им слово Твоё, и мир возненавидел их». Следует добавить, что в этой молитве Господь неоднократно упоминает и мир. Но, об этой части молитвы они сознательно умалчивают. «Не о них только молю, но и  верующих в Меня по слову их… Как ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир… да будут все едино… да уверует мир, что Ты послал Меня».
Второе, на чём основываются заблудившиеся предопределенцы – это на апостольских приветствиях, которыми начинаются послания: «избранным святым», «призванными, которые освящены Богом», святым и верным во Христе». А, так же часто встречающиеся фразы: «избрал вас», «призвал нас», «искупил нас», «приготовил для нас». Указывая на эти местоимения, предопредельнцы спрашивали: «Где же здесь сказано, что весь мир искуплен, призван, освящён?»
Такое превратное понимание самых простых вещей объясняется отсутствием логического мышления. Послания не предназначены миру, они первоначально посылались христианским общинам и касались поведения и духовного опыта верующих.
Слово Божье заверяет нас, что Божье избрание, искупление, призвание и всё благодатное спасение – это не лотерея со множеством пустых билетов, где слепая судьба преподносит сюрприз редким счастливцам, но неизречённый дар Божий, предназначен для всякого приходящего в мир, для всех, кто желает лично прийти ко Христу Спасителю грешников, и верою получить дар спасения.

    Друг мой! Кто бы ты ни был – предопределённый или нет, помни: Христос не изгоняет приходящих к Нему. На Его необъятной груди и для тебя есть ещё место, твоё место! За двадцать веков спасающей благодати не было ещё ни одного человека, который пришёл бы ко Христу за помилованием и новым сердцем и получил бы отказ.
Неужели вы думаете, что Бог создал человека для того только, чтобы без всякой причины, суда и следствия на веки погубить его в гиене? Если вы действительно так верите, то мне вас жаль, потому что вы такого низкого мнения о Боге, Которого Писание называет Отцом милосердия и Богом всякого утешения (2Кор.1:3). Слава Богу, что Христос не сказал: «Я есмь дверь: кто из предопределённых Отцом войдёт Мною, тот спасётся, а всем не предопределённым Я оставляю полное право проходить мимо». Нет, Христос не сказал этого и не мог сказать: «…ибо, нет у Господа нашего неправды, ни лицеприятия…» (2 Пар.19:7).
Мы можем быть совершенно уверены в том, что наши земные представления о Царстве Небесном вряд ли совпадут с той духовной действительностью, какую мы по благодати Божьей, узрим, закончив земной путь. Первое, что нас удивит – мы не встретим в раю тех людей, в ком были уверены, что они непременно будут там. Второе, что поразит нас там – что мы встретимся с теми, со многими нашими знакомыми, кого меньше всего рассчитывали увидеть в раю. И, наконец – нас больше всего изумит то, что мы сами там оказались каким-то неизъяснимым чудом.
В вопросе о нашей порочности слово Божье не делает никакого исключения: «Все согрешили, все лишены славы Божьей, все до одного негодны» (Рим.3). А как же трудно понять и согласиться с этой простой истиной современным фарисеям, которые по-прежнему продолжают молиться: «Благодарю Тебя Боже, что я не такой грешный, как прочие люди». Не заменяйте истину Божью, ведь самый большой в мире обман – это самообман! Не уверовавшие и не принявшие истины Божьей, но не потому, что не могли, а потому, что не захотели, будут осуждены (2 Фес.2:12).
«Сие кратко написал я вам… чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите… . Бог же всякой благодати… да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми». (1 Пар.5:12,10)
Загреба Руслан ЗИК - 58

Рисунки к этой теме прислал
брат Андрей Кущ ЗИК - 58