Всегда есть надежда (о трагедии львовских евреев и о всеобъемлющей Божьей любви)

Об авторе: Роман Ярославович Кись (1948 р.н.), этнолог, культурный антрополог, в Украине один из ведучих специалистов   лингвокультурологии, - старший научный сотрудник Института Народоведения Национальной академии наук Украины. Преподаватель Львовского государственного университета (магистерского отдела).  1982-1985 годы отбывал наказание за политические убеждения, и поддержку связей Гельсеннской группы, где уверовал. В 1986 году  - второе,  однолетнее  заключение за христианские убеждения.
Из под его пера выходят в Украине известные книги: „Финал третьего Рима” - первый том, „Язык, мысль, и культурная реальность”, „Глобальное, национальное, локальное”. „Шкиц из интегральной культурологии”, и поэтический сборник „Очерки на румовищах”. 

Нет места отчаянию для верующих, ибо их вера – это также уверенность в том, что ничего  невозможного для Господа нет. Для Него – все возможно! Порой даже отчаяние может быть небесплодным, если этот момент отчаяния совпадает с моментом глубинного покаяния  и побуждает к этому… К стати хасидская мудрость (первоначальное отечество которой – в Украине) почти вплотную подошла к глубинной истине (истине, которая известна в христианстве) о том, что именно обессилившие могут быть мощно укреплены Богом; а охваченные сомнениями приобрести полную ясность и непоколебимость уверенности. Множество страниц книги рабби Натана «Ликутэй Галагот» не просто назидают нас в человеческой мудрости, а приоткрывают смыслы того как крепиться духом…
В духовно-смысловом плане можно выделить не менее четырех совершенно разнокачественных (хотя и соприкасающихся и даже пересекающихся в земной жизнедятельности и земных переживаниях каждого отдельного человека) измерения страданий:
1). Сознательная решимость принимать страдания (телесные, душевные, духовные) и испытывать страдания (вплоть до мученичества) во имя непоколебимого противостояния всяческому злу, беззаконию, несправедливости и неправде «рядом» с собой (как и внутри своей собственной жизненной судьбы).
2). Готовность страдать, дабы оказаться очищенным  в горниле страданий, как «серебро семь раз переплавленное» (при этом следует иметь в виду, что самодостаточное перфекционистское стремление к усовершенствованию является духовно ложным – ненастоящим в перспективе видения живой веры – если это сознательный поиск сверхтяжелых обстоятельств (ведь только Господь является также и господом наших обстоятельств и мы не должны и не вправе создавать их искусственно).
3). Готовность страдать не только во имя высоких истин, идеалов и ценностей, но также и ради сохранения (даже самой дорогой ценой) глубинной универсальной потребности человека в самоуважении. Человек сломанный (духовно сломанный, морально сломанный) собственными грехами, безумием и мерзостью своей жизни (самого способа своего существования безцельного и пустого) подобно камешку «вымывается» из берегов жизненного потока. Только высокие идеалы “закрепляют” человека в его жизнестойкости и придают ему (человеку) чувство высшего достоинства, – быть достойным в глазах Божьих. Известный французский мыслитель Цветан Тодоров в своей книге «Лицом к экстреме» очень ярко воспроизвел ту предельную (или же лучше сказать – пограничную – в бытийственном плане ситуацию), когда целый народ – народ еврейский – оказался перед угрозой сплошного физического уничтожения демоническими силами гитлеризма. Абсолютно отчаянное (абсолютно безнадежное с узко утилитарной точки зрения) восстание евреев Варшавского гетто во время второй мировой войны призвано было засвидетельствовать (и перед всем миром и перед самим еврейством) солидарное достоинство евреев в обстоятельствах  ужасного унижения и геноцида. В кажущейся бессмысленности безмерно умножившихся  страданий (как последствий восстания) был свой огромный духовный смысл, утверждающий человека (каждого человека, – не только еврея!) в его внутренней свободе, духовной суверенности и Достоинстве, имеющего свой источник в богоподобии).
4).  В конце концов источником страданий (от мучительной душевной раздвоенности и так называемой амбивалентности мыслей и чувств, а – в лучшем случае – терзаний совести и вплоть до драматически напряженных межличностных коллизий и столкновений, побуждаемых гневливостью, ненавистью и всевозможными  неправедными мотивами – мотивами противоположными христианской любви) является также и наше возвращение к старым скверным привычкам и грехам. Страдаем в этом случае мы  также и потому, что переживаем самоочевидность того, что мы еще не таковы какими должны быть.
Выдающийся русский мыслитель Владимир Соловьев, справедливо оценивая недопустимость нелюбви и неприязни (а – нередко – и вражды), испытываемых многими христианами к евреям-иудеям и наоборот, очень глубоко подметил: Для того, чтобы иудеи и христиане стали братьями необходимо, чтобы иудеи стали иудеями, а христиане стали христианами… То есть подлинная ВСТРЕЧА СЕРДЕЦ возможна только в жертвенной и всеобъемлющей любви… И мы уже по существу и на деле доказали свою способность (способность, как безусловно ДАР СВЫШЕ)  выстрадать эту любовь…, свою готовность  смертельно рисковать (рисковать ради другого)  во имя именно такой жертвенной любви… Так, например, несколько десятков поляков и украинцев маленького провинциального городка Болехова (Ивано-Франковщина на Западной Украине), подвергая себя и свои семьи смертельной опасности  укрывали на протяжении нескольких лет многих и многих евреев.
Как-то во время  этнологической экспедиции мне удалось сфотографировать (это было еще в средине 90-ых годов прошлого века) в местном краеведческом музее очень красивую (присланную благодарными спасенными евреями из Израиля) металлическую благодарственную табличку-барельеф спасателям украинцам и полякам от спасенных  бывших наших галицийских евреев…И это конечно не просто кусок металла… Это как бы воссозданная и воплощенная, действенная и вполне реальная и без преувеличения именно духовная несущая конструкция Выстраданного (в жертвенном преодолении страданий) Общего Дома Любви… Уместно здесь снова вспомнить хасидскую  мудрость о том, что концентрация только на отрицательной стороне (в том числе на отрицательном в межличностных и межгрупповых отношениях) может только усугубить зло и страдания…
Ведь путь самого лишь осуждения ведет в тюрьму гнева и отчаяния. Если мы перестанем искать только изъяны и недостатки (избавимся от примата негативизма в отношении Иного), – именно тогда наш мир окрасится иным цветом. Мы увидим то высокое, благородное и прекрасное, что есть в других людях и в жизни вообще… Если я только не ошибаюсь, то, между прочим, руководство иерусалимского мемориального комплекса «Яд ва-Шем» уже наградило родственников Президента Украины Виктора Ющенко за помощь евреям во время войны. Во всяком случае председатель этой организации Авнер Шалев получил от господина Ющенко соответствующие документы и передал их в специальный Комитет, присуждающий звание Праведников Народов Мира. Президент Ющенко познакомился с Шалевом в музее «Яд ва-Шем» во время своего визита в Израиль в ноябре позапрошлого года). Речь идет о двоюродной сестре матери Виктора Андреевича и его крестной матери Марии Голубь, которая во время войны на протяжении девяти месяцев прятала в селе Хоружевке (на родине Президента) трех еврейских девочек: Любу, Веру и Софию Халевских…В Хоружевке сейчас живет внучка мужественной женщины Нина Александровна Левченко…
Перед Второй мировой войной 150.000 евреев Львова составляли одну из самых активных (как утверждает Сью Фишкофф) и просвещенных общин Восточной Европы. Однако с приходом в город нацистов в конце июня 1941 года началось их уничтожение…Сегодня д-р Александр Шварц (наш коренной галицийский еврей) часто приезжает во Львов (он бывший узник Яновского лагеря смерти, – ему уже около 85-ти лет). Шварц бывший кибернетик на пенсии. До последнего времени жил в Мюнхене. Но подростком ему довелось провести два адских года в Яновке… Между 1941 и 1943 годами здесь было убито более 200.000 евреев – примерно треть украинского еврейства… Отца застрелили у Шварца на глазах… Мальчик, голый, прыгнул в яму, спасаясь от пули… Он голодал и замерзал, питаясь травой, чтобы выжить…Он делил палатку с молодым Симоном Визенталем, когда работал в бригаде, которую заставляли хоронить трупы евреев, расстрелянных у оврага, получившего название «Долина смерти». Шварц никогда не забывал об этих ужасах, и в 1992 году, вскоре после провозглашения независимости Украины, приехал в свой родной город, чтобы позаботиться о тамошних евреях… Шварц убежден, что кроме него на свете не осталось бывших узников Яновского лагеря, и решил посвятить свою жизнь обеспечению евреев Львовского региона продуктами, одеждой и медицинским обслуживанием. У евреев и неееврев по всей Европе он собирал ежегодно 250.000 евро в год и регулярно наезжал во Львов, чтобы убедиться, что деньги расходуются, как подобает… Эта подлинно жертвенная любовь Шварца по истине была выстрадана …Не здесь ли надо искать глубинное соприкосновение сердец? Соприкосновении в истине живой любви…

Примечание к фотографиям: Мессианские евреи города Москвы  и автор статьи (Р.Кись с города Львова) во время проведения юбилейного международного Конгресса Всероссийского  содружества евангельских христиан (ВСЕХ) посвященного 100-летию  организованного евангельского движения в России (апрель, 2009 года, Москва – Измайлово).

UKRAINA
LVOV   79057
ZALIZNJAKA    21
NEW LIFE