Как мне молиться

Молитва! Как молиться? Кто имеет право молиться? Думаю, что у всех нас возникали подобные вопросы. Наверное, каждый в то или иное время молился или хотя бы пробовал молиться, не так ли? Некоторые могут конкретно сказать, что да, они молились и получали ответы, другие же, что они такого не переживали.
Чтобы найти достоверный ответ на то, как следует по-настоящему молиться, мы должны обратиться к Слову Божьему, к Библии. В ней мы найдем точный ответ. Библия — единственный авторитетный источник по этому вопросу.
Что говорит Иисус Христос по поводу молитвы? «…все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк.11:24). «…Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин.16:23). Как это понять? Значит, я могу просить все, что мне сейчас захочется? Нужно только в конце молитвы прибавить: прошу это во имя Иисуса Христа? И это дает мне гарантию, что я получу просимое? Нет, это не совсем так. Просить во имя Иисуса — это не какая-то формула или магические слова. Ясно, что ничему подобному Библия не учит. Чтобы понять значение этого условия, что мы должны молиться во имя Иисуса Христа, следует учесть другое, что Христос сказал в связи с молитвой: «Имейте веру Божию…» (Мк.11:23). Веру в какого Бога? Ведь в мире существует целый ряд богов, которых люди то ли придумали, то ли создали себе. Неважно, какая у тебя религия, говорят они, нужно только искренне верить в какой-то высший разум.
Дорогие друзья, если мы хотим, чтобы наши молитвы дали результаты, то мы должны обратиться к Богу — единому, истинному, только к Нему. Вера Божия связывает нас именно с Богом, о Котором говорит Священное Писание так: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). И вот, к этому Богу и Ему только мы должны обратиться во имя Сына Его Иисуса Христа, потому что Он является единым посредником, через Которого мы имеем доступ к Богу. И только когда мы так помолимся, нам дана гарантия, что мы будем услышаны.
Просить во имя Иисуса, значит, просить по воле Отца Небесного. Конечно же, с Богом, к Которому мы приходим в молитве с нашими нуждами и просьбами, мы должны иметь правильные взаимоотношения. А возможно ли это вообще? Ведь по природе мы грешники. Библия говорит, что в нашем греховном состоянии мы отлучены от Бога и во вражде с Ним.
Вот поэтому-то первым условием на право придти к Богу — это быть примиренным с Ним, а это возможно только верой в Сына Его Иисуса Христа. Это и есть значение веры Божьей, она дается Богом и дается тем, которые желают знать волю Божью и подчиниться ей. Просить что-либо в молитве, что не согласуется с волей Божьей, равно восстанию против Него.
Христос говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). И тут же Он приводит понятный для всех нас пример, говоря: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? ...Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:9-13).
Обратите внимание, что тут Христос упоминает о Духе Святом. Причем тут Дух Святой? Какую роль играет тут третье Лицо святой Троицы в наших молитвах? Апостол Павел в своем Послании к римлянам дает нам ответ на этот вопрос: «...Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас...» (Рим. 8:26). Когда мы приходим к Богу со своими нуждами и просьбами, мы беспомощны, ограничены и не знаем, что самое нужное и лучшее для нас. Дух Святой побуждает нас к молитве, и Дух Святой направляет наши молитвы, указывая, какова воля Божия о нас и о чем мы должны молиться. Ведь Бог хочет дать нам то, что самое полезное. В Своей любви Он имеет только наилучшие намерения о нас, намерения во благо, а не на зло.

Как мне молиться? Этот же вопрос задали Христу и Его ученики. В 11-й главе Евангелия от Луки мы читаем: «Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться…» В этом наша сущая нужда — знать, как молиться. Сколько неудач мы терпим в нашей духовной жизни по той простой причине, что не знаем, как молиться и о чем молиться. И как раз на этот двоякий вопрос Господь ответил, дав нам молитву «Отче наш». Как раз в ней Он дает наставление о том, как молиться и о чем молиться. С одной стороны, молитва эта так проста, что ребенок может ее понять, и в то же время она настолько глубока, что ее никто не может исчерпать. К этой молитве нам ничего не нужно добавлять. Эту молитву можно уподобить карте, которой пользуется путешественник. Карта точно указывает дорогу, но человека, который только смотрит на нее и изучает, нельзя назвать путешественником. Но карта только в таком случае принесет пользу, если отправляясь в путь, путешественник взял ее, как руководство маршрутом. Так и молитва Господня мало принесет пользы, если ею только любоваться и машинально повторять. Когда мы отправляемся в страну молитвы и имеем при себе эту карту и руководствуемся ей, как маршрутом, только тогда она принесет пользу.
«Отче наш!» Можешь ли ты, мой друг, так искренно, от всего сердца обратиться к Богу как к твоему Отцу Небесному? Ведь только тот, кто верой в Иисуса Христа, рождением свыше стал чадом Божьим, может так обращаться к Богу. Библия нигде не учит, что все мы дети Божии. Помните, что наш Господь сказал некоторым религиозным иудеям, что они были от отца своего диавола, а не дети Авраама, дети Божии, как они думали о себе. Нет, возлюбленные, только принявшим Его, верующим во имя Его, дал Он власть быть чадами Божьими.
Иисус сказал: «…никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего…» (Ин.14:6-7). Так что знать и иметь Бога, как Отца, возможно только через Сына Его, не иначе. Да, те, которые могут сказать «Отче наш», они больше, чем род человеческий, они — творение Божье, они являются членами семейства Божьего. Это те, «Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:13)!
Дорогой друг! А ты имел ли второе рождение? Имеешь ли ты свидетельство в самом себе, что ты — Божье дитя? Если нет, то Бог тебе не Отец! Ты не имеешь права обращаться к Нему, как к Отцу. Поэтому молитва Господня не принадлежит тебе. Но как же тебе стать чадом Божьим? О, это так просто, мой друг! Ты должен только прийти к Богу, признать себя грешником и сказать, что ты надеешься лишь на милость Его. Наш Небесный Отец, Он дивный Бог, Он готов прийти на помощь всякой взывающей к Нему душе. Но прийти к Нему ты должен только на Его условиях через Иисуса Христа. И тогда Бог тебя примет, простит и включит в Свою семью. Члены этой семьи без исключения могут со всей смелостью приходить со всеми нуждами своими к Нему, как дитя идет к своему отцу. Какая это дивная благодать и милость, что грешник имеет доступ к Богу и сродняется с Ним, и Бог делается его Отцом!
Разве ты не хочешь, дорогой друг, чтобы Бог стал и твоим Отцом? Если хочешь, то, не медля, призови имя Господне и спасешься. Пусть Дух Божий тебе поможет это сделать сейчас, и тогда молитва для тебя будет жизненной нитью, связывающей тебя с Отцом твоим Небесным.
                  Я.Н. Пейсти

                             *  *  *
Всеобщий наш Отец, Который в небесах,
Да свято имя мы Твое блюдем в сердцах,
Да прийдет Царствие Твое, да будет воля
Твоя как в небесах, так и в земной юдоли.
Пошли и ныне хлеб обычный от трудов,
Прости нам долг, — и мы прощаем должников,
И не введи Ты нас, бессильных, в искушенье,
И от лукавого избави самомненья.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892 гг.)